Макеева Вера Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ Тогучинского р-на Киикская СОШ
Сравните предложения: Сегодня к нам приедут друзья. Разве сегодня к нам приедут друзья? В каком предложении выражен дополнительный оттенок значения? При помощи какого слова выражен дополнительный оттенок значения? ? разве
Проанализируйте образование глагольных форм в предложениях: 1.Приехали бы друзья сегодня! 2.Пусть мальчики встретят друзей у ворот школы. ? 1.Приехали бы 2.Пусть встретят 1. Условное наклоне ние 2. Повелитель ное наклоне ние
? Чем частица отличается от самостоятельных частей речи. Сделайте свои выводы. 1.Нет лексического значения 2.Нельзя поставить вопрос 3.Не является членом предложения 4.Придает различные оттенки значения 5.Может служить для образования форм слова
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ бы (б), пусть, пускай, да, давай, давайте вопрос : разве, неужели, ли вопрос : разве, неужели, ли восклицание : что за, как, ну и, вот так восклицание : что за, как, ну и, вот так усиление: даже, ведь, –то, все-таки, же, ну усиление: даже, ведь, –то, все-таки, же, ну указание: вон, вот, это указание: вон, вот, это выделение только, лишь, выделение только, лишь, (ограничение): почти, исключительно сомнение: вряд ли, едва ли сомнение: вряд ли, едва ли уточнение: именно, как раз уточнение: именно, как раз смягчение требования : - ка смягчение требования : - ка СМЫСЛОВЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ не, ни не, ни
Из данных слов выберите только служебные части речи и распределите их по трем группам Пусть, слева, о, только, она, чтобы, неужели, если, впоследствии, не, тот, несмотря на, давай, да, бы, зато, для, ввиду; в связи с тем, что; даже, едва ли, несомненно, в целях; благодаря тому, что. Союзы Частицы Предлоги
Образуйте предложения, вводя в них последовательно одну из частиц, данных в скобках. 1.Мой друг замолчал (даже, только, вот, разве). 2.Одноклассник возразил (неужели, лишь, - то). 3.Погода улучшилась (почти, как раз, - таки). ? В каких предложениях с помощью частиц придается особое значение подлежащему? Сказуемому?
Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова, Давайте жить, во всем друг другу потакая, - Тем более что жизнь короткая такая. Б.Ш. Окуджава Прослушайте песню Булата Окуджавы «Пожелания друзьям» В чем заключается основная мысль строк песни?
Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова, Давайте жить, во всем друг другу потакая, - Тем более что жизнь короткая такая. Б.Ш. Окуджава
Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова, Давайте жить, во всем друг другу потакая, - Тем более что жизнь короткая такая. Объясните орфограммы и пунктограммы. Определите роль и значения частиц.
Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте. Домашнее задание: 1 уровень: составить предложения о дружбе, используя частицы. 2 уровень: составить текст-обращение к друзьям, используя частицы.
Если Чтобы Зато В связи с тем, что Благодаря тому, что
Пусть Только Неужели Давай Не Да Бы Даже Едва ли
О Несмотря на Для Ввиду В целях
Использованные ресурсы: