Подготовила МОУ СОШ 6 Переславля- Залесского педагог- психолог Малёнкина Н.В.
Способности-э то такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Способности к знаниям, умениям и навыкам не сводятся. Нужны условия
Дмитрий Иванович Менделеев Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев
Томас Эдисон.
Интеллект Интеллект- это относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации и её осознанную оценку
Альфред Бине. французский психолог.
Вильям Штерн
Векслер Давид
Всех людей различают по способам переработки и кодировании информации. В исследовании интеллекта выделилось направление когнитивные связи, которые определяют индивидуальные особенности а переработке информации.
Первые- понезависимые Вторые - полезависимые Люди обычно полагаются на чей- то авторитет, любят совместные виды деятельности, ориентируются больше на эмоции, чем на логику Люди обычно не полагаются на чей-то авторитет, не любят совместные виды деятельности, ориентируются больше на логику, чем на эмоции
Кто чаще с тановиться лидером – полезависимые или поленезависимые люди? Интересную информацию дает знание такого когнитивного стиля, как «когнитивная простота - сложность». Этот стиль характеризует разработанность, расчлененность восприятия, степень способности видеть в объектах и явлениях разнообразные связи, детали, отношения. Когнитивно сложные индивиды способны тонко дифференцировать нюансы, воспринимать мир как сложное целое, состоящее из противоречий. Для когнитивно простых мир состоит из полярностей, таких, как: добрый-злой, хороший - плохой. Они слабо улавливают тонкие различия, стремятся к однозначности.
Английский ученый Чарльз Спирмен Успех любой интеллектуальной работы определяется двумя критериями: неким общим фактором и фактором, специфическим для данной деятельности. Первый фактор он назвал генеральным фактором «С», который определил как общую способность, или «общую умственную энергию».
в х годах выделил в структуре интеллекта 12 «первичных умственных способностей, или потенций». К ним были отнесены: счетная способность (способность оперировать числами и выполнять арифметические действия); словесная гибкость (легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова); способность понимать устную и письменную речь; память; способность к рассуждению; быстрота восприятия сходств или различий между предметами или их изображениями и др.
Выделил два компонента интеллекта: «кристаллизованный интеллект» и «текучий интеллект». Первый - это результат образования и различных культурных влияний. Его функция состоит в накоплении и организации знаний и навыков. Текучий интеллект характеризует биологические возможности нервной системы. Его основная функция - быстро и точно обрабатывать текущую информацию.
Предложил знаменитую трехмерную модель интеллекта. В этой структурной модели сделана попытка описать три стороны интеллектуальной деятельности: тип выполняемой умственной операции (узнавание, оценка, запоминание); содержание или вид информации, с которой проводятся операции (изображения, символы, слова, поведение), и формы или разновидности конечного продукта (классификация, трансформация, манипуляция с единичными объектами и т.д.). Джордж Гилфорд
« Б ы л о б ы л у ч ш е, е с л и б ы л ю д е й у ч и л и н е т о м у, ч т о д у м а т ь, а к а к д у м а т ь
Домашнее задание