Строительство на берегах Финского залива началось в 1705 году, а в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, официальной императорской летней резиденции: взметнулись ввысь струи первых фонтанов, распахнули двери Верхние палаты (будущий Большой дворец), дворец Монплезир, Марли, полным ходом шли работы по строительству павильона Эрмитаж, первого Эрмитажа в России.
Начало захвата.
Из всех сооружений Петергофа больше всего пострадали фонтаны. Немцы похитили монументальные бронзовые статуи Большого каскада и среди них скульптурную группу "Самсон" - красу и гордость Нижнего парка. За время своего хозяйничания они вывозили в Германию все, что представляло для них ценность как металл: статуи, барельефы, кронштейны, вазы, чаши, вентили и даже дверные ручки.
После смерти Петра (1725 г.) Петергоф стал "коронной" собственность ю царской фамилии и до блокады он поддавался «набегам» врагов.
Вот как описывает первый день войны М. Ребане, директор объединенных дворцов и парков Петергофа и Ораниенбаума: «22 июня Петергоф готовился к традиционному народному гулянью Белые ночи. Вместо гулянья в этот день пришлось приступать к выполнению совсем других задач, вставших перед петергофскими сотрудниками в связи с объявлением войны. Надо было предприятие превратить в объект обороны и одновременно с этим спасать ценности дворцов и парков».
Нацисты, занявшие Петергоф, превратили его в особо укрепленный пункт. На третий день после оккупации города все жители были выселены из Петергофа. Потому и нет свидетелей разрушений города, нет никакой информации об украденных музейных экспонатах. Опрос свидетелей, которых удалось тогда разыскать, мало что дал. Сообщалось только, что «Большой дворец загорелся от снаряда, попавшего в церковный флигель» в день захвата Петергофа, и что оккупанты запретили тушить пожар под страхом расстрела.