Хатынь… … Хатыни звон не прощальный звон, не смиренный звон, а набатный звон.
Ни на одной самой подробной карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена карателями весной 1943 года. Хатынь…
Оккупировав летом 1941 года территорию Белоруссии, фашистские захватчики установили на белорусской земле так называемый «новый порядок» - режим террора, насилия и рабства. За три года оккупации на территории Белоруссии фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 186 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 миллионов 200 тысяч граждан.
Смолкают песни, обрываются оживленные беседы. Машины меняют маршрут – поворачивают вправо, к месту трагедии. Каждый километр четко отбивают беломраморные глыбы – первая, вторая, третья, четвертая, пятая. И вот мемориал. Бежит, устремляясь вперед, широкая асфальтированная лента шоссе Минск – Витебск. Обычные дорожные знаки по сторонам. И вдруг справа, на 54-м километре, - тревожный указатель…
В центре возвышается бронзовая скульптура Непокоренного Человека – человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть выражены на лице его. А руки, натруженные крестьянские руки, горестно и бережно держат тело замученного ребенка. И кажется, бронзовые уста Непокоренного говорят: «БУДЬ ПРОКЛЯТ, ФАШИЗМ!»
Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Черные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая. Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши – плиты. Прислушайтесь, люди! Сердцем прислушайтесь!...
Венец Памяти Братская могила Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы навечно утвердить мир и покой на земле. Чтобы отныне и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!
«Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!» Остановитесь, люди! Склоните головы! Минута молчания…
Дорожка из серых железобетонных плит ведет экскурсантов к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева – из бетона, и цвет его не радует глаз, он серый, пепельный. Внутри сруба – тревожный силуэт обелиска, увенчанного колоколом. На обелиске - мемориальная плита с фамилиями и именами непокорившихся врагу, заживо сожженных хатынцев.
Невообразимо волнует открытая перед каждым домом калитка, тоже серая, тоже из бетона, калитка, приглашающая войти в дом, которого нет. Больно становится при мысли, что никогда не заскрипит эта калитка живым деревянным скрипом, никогда не потянет дымком из печных труб – обелисков, никто не напьется студеной воды из четырех деревенских колодцев, никогда и никто не услышит на улице звонкого, заливистого смеха жизнерадостной хатынской детворы…
Какое преступление перед миром совершил Юзик Иотко, которому исполнился всего лишь год? В чем провинились двухлетние Лена Миронович, Миша Новицкий, Вова Карабан и сотни, тысячи других людей?
Где бы ты ни был, товарищ, куда бы ни забросили тебя пути – дороги на земле, кроме как в Хатыни, ты не увидишь «КЛАДБИЩА ДЕРЕВЕНЬ», деревень, уничтоженных фашистами вместе с людьми, уничтоженных и не восстановленных.
«КЛАДБИЩЕ ДЕРЕВЕНЬ»
В конце июня 1969 года в Хатынь прибыли делегации из районов республики, доставившие священную землю не возражденных к жизни деревень.
30 июня под траурные мелодии состоялась торжественная церемония закладки земли в урны, установленные на могилах… Могила деревни… Ни одного человека, не двух и не трех, а целой деревни, в которой жили десятки и сотни людей.
Стена памяти деревень, сожженных и после войны восстановленных После окончания войны в разрушенные деревни не вернулись коренные жители. Другие люди пришли на пепелиша, построили новые деревни, но сохранили их старые, довоенные названия…
Хатынский мемориал раскрывает еще одну тему – тему концентрационных лагерей. 260 концлагерей и их отделений было организовано гитлеровцами в Белоруссии в 1941 – 1944 годах.
«Лагерь смерти Озаричи»
Лагерь массового уничтожения военнопленных. Погибло человек.
Грубо нарушая международные нормы ведения войны, гитлеровцы с беспощадной жестокостью истребляли военнопленных, их расстреливали по любому незначительному поводу. Изнурительный труд, телесные наказания, инфекционные болезни, голод влекли за собой массовую смертность военнопленных. Измученные, изголодавшиеся, раздетые и разутые, в зимнюю стужу и в летний зной они не теряли веру в нашу победу, и эта вера помогла им жить, бороться и достойно умирать. 150 концлагерей, их отделений и филиалов было организовано гитлеровцами в Белоруссии для советских военнопленных.