«Изучение мотивов обучения в различные возрастные периоды» Автор: учащаяся 10 б класса Цымбалова Анастасия Научный руководитель Прилепа О.В. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 19 им. Л.А. Попугаевой»
Введение: Начальное звено Среднее звено Старшее звено В 2003 году я пошла, учиться в 1 класс и вот уже седьмой год я являюсь не просто учеником, а участником воспитательно-образовательного процесса. Учиться не легко и поддерживать статус успешного ученика становится труднее, а впереди еще четыре года обучения… Если сравнить меня в первом классе, когда желание учиться было огромным, то в среднем звене интерес к учебе иногда пропадал. Почему так происходит? И неужели это происходит только со мной? Этот вопрос стал темой моего исследования.
Цели и задачи: 1. Ознакомиться с понятием «мотив» 2. Классифицировать мотивы обучения 3. Определить мотивы обучения в школе у обучающихся школы 19 в различные возрастные периоды 4. Выявить причины снижения мотивации к обучению в школе Гипотеза: в различные возрастные периоды существуют различные мотивы обучения.
Мотив Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности. Мотив – это побуждение к деятельности. Внешние мотивы- исходят от педагогов, родителей и общества. Внутренние мотивы- желание самого человека учиться
Динамика позитивного отношения к посещению школы
Процент соотношение мотивов посещения школы у обучающихся в начальном звене
Процент соотношение мотивов посещения школы у обучающихся в среднем звене
Процент соотношение мотивов посещения школы у обучающихся в старшем звене
Причины снижения познавательных мотивов
Причины нежелания идти в школу
Выводы: В каждом возрастном периоде есть значительная часть учащиеся, у которых зачастую отсутствует желание посещать образовательное учреждение. Кроме того, с возрастом количество школьников, желающих идти в школу, именно за новыми знаниями, уменьшается. В ходе исследования определены причины, которые отрицательно воздействуют на желание идти в школу, среди них наличие утомления, ограничения связанные с режимом обучения, не свойственные ребенку, наличие школьных предметов, которым школьник не может найти применения в своей будущей профессиональной сфере. Снижению учебной мотивации будет способствовать применение однообразных форм, методов, средств преподавания учебных предметов, неспособность учителя увлечь изучаемым материалом. Кроме того, причиной потери интереса к учебе является непонимание предмета, наличие, по мнению школьников неприменимых в жизни знаний.
Рекомендации родителям: Для поддержания интереса родителям следует: поощрять за хорошую учебу, помогать с домашним заданием, поддерживать в случаях неуспеха, давать возможность самостоятельно справиться с проблемами. Родителям не следует: заставлять детей учиться только потому, что так надо, ругать за плохие оценки и непонимание предмета, запрещать какой-либо вид деятельности, интересный для ребёнка, в целях наказания за плохое обучение, физически наказывать и унижать личность ребенка и навешивать ярлык неуспешного человека. Сравнивать ребенка с другими детьми.
Рекомендации учителям: Уроки следует вести так, чтобы ученикам нравился новый материал, он был интересен для них. Чаще приводить примеры из жизни, проводить эксперименты. Давать ту информацию, которая будет полезна в будущем; Интересней рассказывать новый материал, время от времени говорить о проблемах нашего времени. Создавать «ситуацию успеха» для ученика. Отмечать даже маленький, положительный результат школьника. Не забывайте о чувстве юмора, не бойтесь шуток, смеха, розыгрышей – они не мешают, а помогают в работе с нами. Не срывайте свое плохое настроение на учениках.
Благодарю за внимание!!!