Изучая характер этого персонажа, можно постичь и образ мыслей, и образ жизни наших предков.
Цели исследования : доказать, что главная роль Бабы Яги в русском фольклоре – охранительница входа из царства живых в царство мёртвых; раскрыть причины появления образа Бабы Яги в устном народном творчестве славян.
Задачи исследования: В образе Бабы Яги увидеть разные характеры. Синтезировать разные характеры Яги в единый образ. Провести параллели между Бабой Ягой- охранительницей входа из царства живых в царство мёртвых и между жрицей, проводящей подростков через обряд посвящения во взрослую жизнь. Проследить, как понимают образ Бабы Яги современные дети.
Гипотеза. Наши предки в образе Бабы Яги видели не просто злую старуху, похитительницу, людоедку. Они через образ этого сказочного персонажа изображали охранительницу входа из царства живых в царство мёртвых.
Избушка Бабы Яги стоит на какой-то невидимой грани, а сама Баба Яга как «пограничник»: она охраняет врата из мира живых в мир мёртвых.
Яга – мертвец Яга слепая Яга – хозяйка лесных животных
Образы Яги-похитительницы, людоедки связаны с комплексом посвящения юношей во взрослую жизнь
Гипотеза доказана: Яга чувствует героя по запаху как живого человека. Баба Яга сама мертвец (у неё костяная нога, живёт она в избушке, являющейся прообразом гроба). Яга – хозяйка лесных животных, образ которых, по представлению славян, принимают умершие. Баба Яга не пропускает героя за черту, на которой стоит избушка, пока герой не докажет, что он мертвец. Причины появления образа Яги раскрыты: этот персонаж в русском фольклоре возник во времена обряда посвящения подростков во взрослую жизнь.