Спрос и предложение Знать: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики Уметь: вести дискуссию и отстаивать собственное мнение, владеть основами диалога, разбираться в некоторых проблемах современного общества, анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества, объяснять закономерности рыночной экономики. Методы: словесные, наглядные, практические
Опрос домашнего задания 1) Что такое товар? Свойства товара. 2) Назовите и раскройте функции денег. 3) В чем состоит операция деньги- товар-деньги? 4)стр.75 Проблема.
Если не с помощью плана, составленного мудрейшими из мудрейших, то, как же иначе можно скоординировать усилия людей, добиться, чтобы они тратили свои силы и ресурсы природы на изготовление именно того, что нужно обществу ? Эта проблема была одной из главных еще для Адама Смита, много размышлявшего о механизмах координации экономической жизни. Смит пришел к выводу, что такая координация деятельности миллионов людей становится возможной благодаря стремлению человека к выгоде и его склонности к обмену. Эти черты человеческой природы и лежат в основе экономического механизма нашей цивилизации. Именно этот механизм заставляет людей действовать так, как необходимо обществу целом. Смит писал об этом: Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял Что же это за невидимая рука?
Этим загадочным термином со времен Адама Смита экономисты называют механизм рыночных отношений между людьми, или, короче говоря, механизм рынка. Нет страны, в которой нельзя было бы найти тех или иных элементов рыночных отношений. Адам Смит гг.
Рынок это вся совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей и дать возможность первым продать, а вторым купить товары. Рынок – косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т. д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок – это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок – основа рыночной экономики. Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Предложение – это количество товара, которое производитель считает для себя выгодным предложить на рынке при определенно уровне цен.
СПРОС- желание, намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное денежной возможностью Существование закона спроса подтверждают некоторые факты: Обычно люди действительно покупают данный продукт больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
Величина спроса бывает разной. Она зависит от желания и способности приобрести какое-то количество товара или услуг по данной цене в данный период времени Спрос и цена взаимосвязаны и взаимопротивоположны: когда цены растут, спрос падает. Это значит, что по более высоким ценам товаров приобретут меньше, чем по низким. Цена – денежное выражение стоимости товара. Ранее господствовала система стабильных расчетных цен. Цены позволяли иметь сопоставимость показателей по годам. Они не отвечали общественно необходимым затратам труда. В 1991 г. цены поползли вверх. Это было оправдано, т.к. приведение цен в соответствие с затратами привело к увеличению производства.
Парной спросу категорией выступает предложение ПРЕДЛОЖЕНИЕ- желание или намерение продавца предложить свой товар к продаже. Величина предложения измеряется количеством товаров и услуг, предлагающихся продавцами на продажу по различным ценам в данное время и в данном месте. Предложение изменяется в том же направлении, что и цены.
Между спросом и предложением существует следующая зависимость: Когда спрос растет, то растет и предложение, но – когда растет предложение, необязательно вырастет спрос. Почему же между парными категориями нет мира и согласия? Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок все большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. При таких условиях можно изготовить больше и заработать тоже больше.(схема стр. 76)
У потребителя всегда ограниченный спрос. Он определяется: Размерами индивидуального дохода, Потребностями, необходимыми сегодня, Модой, т.е. общественной оценкой того что стоит сегодня покупать, а что –нет, Ценами на товары-заменители. Цепочка работы впрок: произвел – разорился (Работа с учебником стр.77)
Интересно В средние века была открыта первая школа политической экономии – школа меркантилистов. Меркантилист – от итальянского mercante –торговец, купец Меркантилисты провозглашали активное вмешательство государства в экономику. Они утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Против меркантилистов выступали физиократы. Физиократ – от греческого – physis – природа и kratos – власть. Управление экономическим процессом излишне (процессы идут естественно, как в природе).
Одно из правил, регулирующих рыночные отношения, звучит так: чем более редок предмет, тем выше на него цена и, следовательно, меньше людей захотят его приобрести. Цены регулируют спрос, но они регулируют и предложение. Спрос-это не только желание, сколько возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время.