СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Среда программирования Pascal ABC
Структура программы Программа на языке Pascal ABC имеет следующий вид: program имя программы; раздел подключения модулей раздел описаний begin операторы end. Первая строка называется заголовком программы и не является обязательной. Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую. Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке. Раздел подключения модулей и раздел описаний могут отсутствовать. Операторы отделяются один от другого символом "точка с запятой".
program имя программы; uses раздел подключения модулей var раздел описаний begin операторы end.
Program – Программа; Uses – Использовать; Var – описание; Begin – Начало; End – Конец.
Команда uses – использование, откроется в отдельном окне
Напишем нашу первую программу: Дадим нашей программе имя, должно быть написано латинскими буквами, и не должно начинаться с цифры. Каждый оператор заканчивается - ; Write - это команда вывода в окно просмотра.
Задача 1. Выведем на экран приветствие: "Добрый день". Program priml; {необязательный элемент программы Имя этой программы prim1 (заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование символов точки и запятой). Описательной части нет, а сразу идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова begin в Turbo Pascal 7.0, после которого идет оператор языка} begin {Выводим текст} writeln('Добрый день'); {В конце программы в Turbo Pascal 7.0 обязательно ставится оператор end.} end.
Program priml; begin writeln('Добрый день'); end.
Задача 2. Ввод с клавиатуры значения переменной N program Inp; uses Crt; var N: integer; begin ClrScr; write('Введите число с клавиатуры:'); readln(N); { Здесь программа приостановится и будет ожидать ввода с клавиатуры. Наберите на клавиатуре число, например 153, и нажмите клавишу Enter} writeln('Bы ввели число ', N); readln { Это оператор пустого ввода. Здесь программа опять приостановится и будет ожидать нажатия клавиши Enter. За это время вы успеете просмотреть вывод на экране.} end.
program Inp; uses Crt; var N: integer; begin ClrScr; write('Введите число с клавиатуры:'); readln(N); writeln('Bы ввели число ', N); readln end.
Расчет скорости тела при падении с башни Program Piza; const { Это раздел описания констант. Он находится перед разделом var } G=9.8; { Тип константы определяется автоматически, по форме записи числа. В данном случае из-за наличия десятичной точки это тип real } var V,H: real; begin write('Введите высоту башни:'); readln(H); V:=Sqrt(2*G*H); writeln('Скорость падения',V:6:3): { Чтобы текст и число не "слиплись", после текста внутри апострофов добавлен пробел } readln end.
Program Piza; const crt; G=9.8; var V,H,N:real; begin clrscr; write('Введите высоту башни:'); readln(H); V:=Sqrt(2*G*H); writeln('Скорость падения',V:6:3): readln end. crt, clrscr; - очистка экрана
Система Pascal ABC Система Pascal ABC предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. По мнению авторов первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близки к стандартным по возможностям языка программирования и иметь достаточно богатые и современные библиотеки стандартных подпрограмм. Язык Паскаль признан многими российскими преподавателями как один из лучших именно для начального обучения. Однако, среда Borland Pascal, ориентированная на MS DOS, устарела, а среда Borland Delphi с ее богатыми возможностями сложна для начинающего программиста. Так, попытка начинать обучение с написания событийной программы в Borland Delphi вызывает у обучаемого массу сложностей и приводит к ряду неправильно сформированных навыков. Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию. Некоторые языковые конструкции в Pascal ABC допускают, наряду с основным, упрощенное использование, что позволяет использовать их на ранних этапах обучения. Например, в модулях может отсутствовать разделение на секцию интерфейса и секцию реализации. В этом случае модули устроены практически так же, как и основная программа, что позволяет приступить к их изучению параллельно с темой "Процедуры и функции". Тела методов можно определять непосредственно внутри классов (в стиле Java и C#), что позволяет создавать классы практически сразу после изучения записей, процедур и функций. Ряд модулей системы программирования Pascal ABC специально создавался для учебных целей: Модуль растровой графики GraphABC обходится без объектов, хотя его возможности практически совпадают с графическими возможностями Borland Delphi. Он доступен в несобытийных программах и позволяет легко создавать анимацию без мерцания. Модуль Events позволяет создавать простейшие событийные программы без использования объектов (события представляют собой обычные процедурные переменные). Модули Timers и Sounds позволяют создавать таймеры и звуки, которые также реализованы в процедурном стиле. Эти модули можно использовать даже в консольных программах. Модуль контейнерных классов Containers позволяет работать с основными структурами данных (динамические массивы, стеки, очереди, множества), реализованными в виде классов. Модуль векторной графики ABCObjects предназначен для быстрого изучения основ объектно-ориентированного программирования, а также позволяет создавать достаточно сложные игровые и обучающие программы. Модуль визуальных компонентов VCL позволяет создавать событийные приложения с главной формой в стиле Delphi. Классы VCL немного упрощены по сравнению с аналогичными классами Delphi. Имеется редактор форм и инспектор объектов. Технология восстановления формы по коду программы позволяет обойтись для приложения с главной формой одним файлом (!). В языке Pascal ABC имеются арифметические операции с типизированными указателями (в стиле языка C), а также тип complex, предназначенный для работы с комплексными числами. Компилятор Pascal ABC является компилятором переднего плана (front-end). Это означает, что он не генерирует исполняемый код в виде.exe- файла, а создает в результате компиляции дерево программы в памяти, которое затем выполняется с помощью встроенного интерпретатора. В итоге скорость работы программы примерно в 20 раз медленнее скорости работы этой же программы, откомпилированной в среде Borland Pascal, и в 50 раз медленнее этой программы, откомпилированной в среде Borland Delphi. В системе Pascal ABC ученик может выполнять так называемые проверяемые задания, обеспечивающие постановку задачи со случайными исходными данными, контроль операций ввода-вывода, проверку правильности решения, а также ведение протокола решения задач. Проверяемые задания реализованы в виде электронного задачника по программированию Programming Taskbook, содержащего 1000 задач по программированию разного уровня сложности (от простейших задач до задач на файлы, указатели и рекурсию) а также в виде исполнителей Робот и Чертежник, предназначенных для быстрого обучения основам программирования школьников младших и средних классов. В свободно распространяемую версию Pascal ABC & Programming Taskbook Mini Edition входит мини-версия электронного задачника (200 задач) и урезанный комплект задач для исполнителей Робот и Чертежник. Версия Pascal ABC & Programming Taskbook Complete Edition содержит полный комплект задач.