Проект «Сленг в языке учащихся нашей школы» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 города Боброва» Бобров 2011
Цель проекта: изучение лексикона учащихся нашей школы Задачи проекта: выяснить, является ли сленг отдельным языком; проследить пути развития сленга в России; выявить потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании; установить, влияет ли сленг на литературный язык; изучить характерные особенности лексикона учащихся МОУ БСОШ 1. ГИПОТЕЗА: в речи уч-ся 8-11 классов преобладает ограниченная в употреблении лексика.
Методы исследования: 1. Сбор лексики. 2. Анкетирование. 3. Логический анализ, анализ научной и методической литературы. 4. Метод статистической обработки данных. 5. Метод сравнения. 6. Метод обобщения.
Вопросы исследования: Что такое сленг? Как развивался он в России? Как влияет сленг на ЛЯ? Является ли отдельным языком? Употребляются ли учащимися нашей школы сленговые выражения ? ОБЪЕКТ исследования- устная речь старшеклассников МОУ БСОШ 1
Сленг – это островок свободы в мире взрослых…
Молодежь занимает 1/3 часть населения России … Нам нужен свой язык!!!
Три волны в истории формирования сленга в России: 20-е годы 50 – 60-е годы 70 – 80-е годы
Школьный сленг возник еще в 19 веке Н.Гоголь «Вий» ( «пробовать крупного гороху») Н.Помяловский («майские». «лупетки») Л.Чарская («мовешки». «синявки») К. Паустовский («кишата»)
Если говорит неправильно, значит большевик! А. М. Селищев Революция и гражданская война породили армию беспризорных, и речь «благополучной» молодёжи пополнилась множеством «блатных» словечек.
Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы городов вышли «стиляги». Своя музыка, свои танцы, своя одежда, свой особый язык. Ч – Человек, У - Уважающий В - Высокую А -Американскую К - Культуру
Пусть этот мир прогнется под нас… группа «Машина времени» Третья волна в развитии молодежного сленга в России связана с периодом «застоя». «Системный» сленг появляется как языковой жест противостояния неформальной молодежи официальной идеологии.
Среди старшеклассников нашей школы был проведен социологический опрос с целью выяснения причин употребления сленговых выражений в речи. Я употребляю сленг, потому что: - хочу, чтобы меня понимали сверстники – 9 %; - это экономит время при общении – 7 %; - помогает выразить эмоции и чувства – 13; - хочу быть современной (-ым)–9% - это вошло в привычку – 12 %; - все мои друзья так говорят – 19% - это модно – 14 % - хочу выглядеть крутой(-ым) – 15%
Распределение нормативной и сленговой лексики у юношей и у девушек нашей школы
Анализ социологического опроса старшеклассников Молодые люди, которые используют сленг, понимают значение употребляемых слов (это осознанное употребление, а не слепое повторение, потому что «все так говорят и это модно».
Так что же такое сленг? Добрый друг? 1. Сленг – это игра, помогающая преодолеть обыденность. 2. Позволяет создать свой мир, мир без взрослых. 3. Экономит время, такое важное нам для общения. 4. Постоянно обновляется. 5. Сленг выразителен и краток. 6. Эмоционально окрашен. Коварный враг? 1. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации. 2. Ограничен тематически (основные темы: «человек», «внешность», «одежда», «жилище», «досуг»). 3. Не передает весь спектр эмоций. 4. Не может быть основой национальной культуры. 5. Сленг убивает мысль, отучает мыслить и думать его поклонников.
Является ли сленг отдельным языком? Сленг нельзя назвать отдельным языком, потому что: 1) в нем нет своих правил фонетики, грамматики; 2) он отличается от общеупотребительного языка, главным образом, в лексике; 3) сленг можно употреблять только в разговорной речи, в других случаях происходит засорение общепонятного литературного языка.
Литературный языкНелитературные разновидности просторечия диалекты Территориальные ( говоры ) Социальные Книжные слова Стандартные разговорные слова Нейтральные слова сленгжаргонизмывульгаризмыпрофессионализмы Сленг – это всего лишь один из уровней национального языка Национальный язык
Влияет ли сленг на литературный язык? Например, в современный нормативный русский язык вошло слово «острить», которое в прошлом обозначало «делать острым». Теперь это слово мы употребляем в значении «шутить, говорить остроты».
Мы считаем, что … Сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от мира взрослых. Сленг был, есть и будет.
НО! Статистика показывает, что сленг присущ молодым людям лет… При вступлении во взрослую осознанную жизнь молодежь перестает активно употреблять сленговые выражения…
Проект «Сленг в языке учащихся нашей школы» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 города Боброва» Бобров 2011