Методы обучения биологии Автор – Новикова И.Д., к.п.н., доцент
План лекции 1. Общая характеристика методов обучения 2. Функции методов обучения 3. Словесные МО 4. Наглядные МО 5. Практические МО 6. Метод работы с тетрадью 7. Метод решения задач 8. Мультимедийные МО
Учебный метод способ передачи знаний учителем и одновременно способ их усвоения учащимися, направленные на достижение целей образования, психического развития и воспитания личности
Критерии классификации методов обучения 1. Источник знания (слово, образ-предмет, действие) 2. Характеристика деятельности учителя 3. Характеристика деятельности учащихся в процессе обучения
Типы МО по характеру преобладающего источника знаний Словесные Наглядные Практические
Система МО по Б.Е.Райкову по способу получения знаний По характеру восприятия По направлению логического процесса Иллюстративный (утверждающий) Исследовательский (открывающий) 1. Словесный 1.Словесно- иллюстративный 1.Словесно- исследовательский 2. Наглядный2. Наглядно- иллюстративный 2. Наглядно- исследовательский 3. Моторный3. Моторно- иллюстративный 3. Моторно- исследовательский
Классификация МО по Н.М.Верзилину Признак метода обучения Группы методов обучения СловесныеНаглядныеПрактические Источник знания СловоОбъектПрактичес- кая работа Деятельнос ть учителя Рассказы вает Показыва- ет объект Инструкти- рует Деятельнос ть учащ-ся СлушаютНаблюда- ют Работают
Функции методов обучения
Обучающая функция МО направлена на формирование у школьников знаний, умений и навыков Развивающая функция характеризуется формированием осознанности и произвольности психических процессов Воспитывающая функция выражается в выработке мировоззрения, развитии оценочных суждений, выработке социальных установок
Методический приём - элемент метода, выражающий отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения. Виды методических приёмов 1.Организационные 2.Логические 3.Технические
Словесные методы обучения Беседа Рассказ Объяснение Лекция Дискуссия
Наглядные методы обучения Демонстрация натуральных объектов Демонстрация наглядных пособий Демонстрация опытов
Практические методы обучения Работа с раздаточным материалом по Работа с раздаточным материалом по А) расчленению Б) распознаванию В) определению биологических объектов Наблюдение в природе биологического Наблюдение в природе биологического объекта объекта Проведение эксперимента Проведение эксперимента
Метод работы с тетрадью Ведение рабочей школьной тетради по биологии: Ведение рабочей школьной тетради по биологии:-рисунок-таблица-схема Работа с тетрадью на печатной основе Работа с тетрадью на печатной основе
Мультимедийное обучение сочетает в себе все каналы передачи информации и носит комплексный характер Мультимедийная лекция Мультимедийная практическая работа Виртуальная экскурсия в природу
Особенности мультимедийных методов обучения 1.Носят комплексный характер 2.Для передачи мультимедийной информации необходимо несколько информационных каналов: - зрительный - зрительный - слуховой - слуховой - тактильный - тактильный