МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
Музыкальная форма Построение музыкального произведения, соотношение его частей. Простейший составной элемент музыки называется мотивом, 2-3 мотива образуют более законченное музыкальное построение – фразу. Несколько фраз соединяются в предложение, а предложения – в период.
Одночастное произведение Произведение, в котором отсутствует деление на части. « Со вьюном я хожу » русская народная песня
Двухчастная форма Самая простая форма музыкального произведения, обычно состоит из следующих один за другим периодов. « Пусть всегда будет солнце » А. И. Островский, Л. Ошанин « Спят усталые игрушки » А. И. Островский, З. А. Петрова
Куплетная форма Распространенная форма вокальных произведений, в которых одна и та же мелодия повторяется неизменно ( или изменяется лишь слегка ), но при каждом повторении в куплете новый текст. Куплетными являются большинство народных песен. « Венецианская ночь » М. И. Глинка « Куплеты тореадора » Ж. Бизе СТРОЕНИЕ Вступление – куплет ( запев, припев )- проигрыш – куплет ( запев, припев ) - заключение
Вариационная форма Вариации ( от лат. вариация – изменение ): 1. многократное повторение основной мелодии с некоторыми ее изменениями. Причем первоначальная тема всегда обогащается, украшается, становится все более интересной, не теряя при этом своей узнаваемости. « Полюшко - поле » Л. К. Книппера
Рондо Рондо ( от фр. рондо - хоровод, хождение по кругу ) – музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, словно образуя замкнутый круг. « Рондо Фарлафа » М. И. Глинки
Фуга Фуга ( бег ) – многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема проходит в разных голосах. Чаще фуга исполняется в сочетании с другими музыкальными пьесами – прелюдией, токкатой, фантазией. « Токката и фуга ре - минор » И. С. Бах
Циклические формы СИМФОН ИЯ СЮИТА ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ СОНАТА
Сюита Сюита ( фр. Suite- ряд, последовательность ). Состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих между собой и объединенных общим художественным замыслом. « Сюита в старинном стиле » А. Шнитке « Картинки с выставки » М. Мусоргский « Шехерезада » Н. Римского - Корсакова
Концерт Концерт ( состязание ) – виртуозное произведение для солирующего инструмента или голоса с сопровождением оркестра. «1- й концерт для фортепиано с оркестром » П. И. Чайковского
Соната Учебное или концертное произведение для одного или двух инструментов. Обычно состоит из 3-4 разных характеров. « Лунная соната » Л. Бетховен « Апассионата » Л. Бетховен
Симфония Симфония ( созвучие ) – произведение для оркестра в форме сонатного цикла (3-4 части ). « Ленинградская симфония » Д. Б. Шостакович « Патетическая симфония » П. И. Чайковский
Кантата Кантата ( от итал. петь ) – большое вокально - симфоническое произведение из нескольких частей для солиста, хора и симфонического оркестра. « Александр Невский » С. С. Прокофьев
Оратория Вокально – симфоническое произведение из многих частей. В ней чередуются хоровые эпизоды, симфонические фрагменты и вокальные номера – арии, ансамбли, речитативы. « Реквием » В. А. Моцарт
Вокальный цикл Несколько романсов и песен, объединенных одной общей темой. Вокальные циклы содержат от 3-4 до 20 и более романсов или песен. « Детская » М. П. Мусоргский « Прощание с Петербургом » П. И. Чайковский