Преподаватель каф. педагогики и психологии Использованы материалы, предоставленные и.о. зав. каф. СПТ КРИПКиПРО Г.А. Вертохвостовой Дизайн: ст. преподаватель каф. ИТ Н.Н. Дворовенко
Термин «компетенция» от латинского Competent- «соответствие, соразмерность» 1. В словаре русского языка С.И.Ожегова (стр. 253) - «круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен»; (стр. 289) - «круг чьих-то полномочий, прав»; 2. В словаре иностранных слов (стр. 247) - «круг полномочий, какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями,опытом»; 3. В Большом толковом психологическом словаре (стр. 362) – «способность выполнить какую-то задачу или делать что-то» 4. В толковом словаре терминов управления (стр.73-94) – «личные возможности должностного лица, его квалификации, позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому, благодаря наличию определенных знаний и навыков» 2 Таким образом, понятие «компетенция» в словарях трактуется как: круг вопросов, в которых хорошо осведомлен; круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; способность выполнить какую-то задачу или сделать что-то; личные возможности должностного лица. Компетенция
Нужно различать компетенции и умения Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению Умение - это действие в специфической ситуации (проявление компетенции или способности) (С.Е.Шишов, В.А.Кальней. Школа: мониторинг качества образования.- М., С.73-94). Компетенция – это умение, которое реализуется в конкретных действиях Компетенции можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями Компетентностный подход – средство реализации преподавательской деятельности, ориентированной на конечный результат – формирование компетентного учащегося (обладающего компетенциями) 3 Ключевая компетенция - это определяющая компетенция, потому, что она соответствует условиям реализации, которые ни ограничены, ни слишком специфичны, но являются до определенной степени универсальными. Компетенции
Общеучебные умения и навыки Ключевые компетенции (Совет Европы, г., г. Берн) Общеучебные умения и навыки - это универсальные (т.е. единые для многих школьных предметов) способы получения и применения знаний (в отличие от предметных), которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены благодаря обучению Ключевая компетенция - это определяющая компетенция, т.к. она соответствует условиям реализации, которые не ограничены и не слишком специфичны, но являются до определенной степени универсальными Компетентный – обладающий компетенцией 4
Общеучебные умения и навыки Ключевые компетенции (Совет Европы, г., г. Берн) способность брать ответственность; способность участвовать в совместном принятии решений; способность регулировать конфликт мирным путем. понимание различий культур; уважение друг к другу; способность жить в мире с людьми других культур, языков, религий, убеждений. 1. Учебно- коммуникативные умения – это умения, которые формируются и используются в учебной работе в процессе общения людей друг с другом: умение слушать умение выступать перед аудиторией (составлять план выступления, вести полемику, участвовать в дискуссии, аргументировать, доказывать, формулировать тезисы) Политические и социальные компетенции: 2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе:
Общеучебные умения и навыкиКлючевые компетенции 2. Учебно-интеллектуальные или общелогические умения: умение читать умение чисто и скоро писать умения, способствующие формированию положительных качеств ума, таких, как глубина, гибкость, устойчивость и самостоятельность умения, связанные с особенностями мыслительной деятельности и отражающие сложный процесс развития ребенка: - диалектически анализировать учебный или любой другой материал; - сравнивать объекты, факты, явления; - обобщать, делать резюме; - выделять главное, существенное; - синтезировать материал; - устанавливать причинно-следственные связи, аналогии; - писать сочинения на заданную тему и др. 3.Компетенции в области коммуникаций: владение устным общением владение письменным общением владение несколькими языками 6
Общеучебные умения и навыки Ключевые компетенции 3. Учебно-организационные умения: умение организовать свое рабочее место; умение планировать текущую работу; умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи; умение осуществлять самоконтроль, самоанализ; умение вести познавательную деятельность. 3.Компетенции в области коммуникаций: владение устным общением владение письменным общением владение несколькими языками 7
Общеучебные умения и навыкиКлючевые компетенции 4. Учебно-информационные умения: Умение овладевать знаниями в любой области (умение пользоваться различными источниками информации) - пользоваться словарями, справочниками и др.; - пользоваться каталогами; - пользоваться компьютером; - пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации; - составлять планы, тезисы, конспекты, рефераты, аннотации. 4. Компетенции, связанные с «обществом информации»: владение информационными технологиями; понимание возможности их применения, их силы, слабости; способность критически оценивать информацию, распространяемую СМИ, рекламу и др. Включает умения: 8
Общеучебные умения и навыкиКлючевые компетенции 5. Компетенции, связанные с формированием способности к непрерывному самообразованию, являющемуся основополагающим фактором профессионального совершенствования и достижения успеха в личной и общественной жизни. 1. Учебно-коммуникативные умения 2. Учебно-интеллектуальные или общелогические умения 3. Учебно-информационные умения 4. Учебно-организационные умения Учебно-управленческие умения - можно понимать как общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащихся. 9