Благотворительность на Руси в веках
Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства. Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».
В 16 веке началась В 16 веке началась история история общественной общественной благотворительности благотворительности в России. в России.
С конца XVI века прославился своей благотворительностью Коневский Рождественский мужской монастырь, имевший бесплатную гостиницу для путешественников и странноприимный дом для богомольцев. С конца XVI века прославился своей благотворительностью Коневский Рождественский мужской монастырь, имевший бесплатную гостиницу для путешественников и странноприимный дом для богомольцев. В Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор. В Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор. Иосифо-Волоколамский монастырь, имел странноприимный дом, гостиницу, больницу, богадельню и церковноприходскую школу на 18 мальчиков. Иосифо-Волоколамский монастырь, имел странноприимный дом, гостиницу, больницу, богадельню и церковноприходскую школу на 18 мальчиков.
Особым примером Особым примером христианского милосердия христианского милосердия служит жизнь святителя Макария, архиепископа Великого Новгорода и Пскова,в 1595 году он отдал все деньги на выкуп пленных у крымских татар. служит жизнь святителя Макария, архиепископа Великого Новгорода и Пскова,в 1595 году он отдал все деньги на выкуп пленных у крымских татар.
Царь Иван IV (Грозный) начал процесс, направленный на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. Царь Иван IV (Грозный) начал процесс, направленный на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся.
Впервые на Стоглавом соборе 1551 года Иван IV сказал о необходимости строить в каждом городе богадельни и больницы
1601 год в стране начался страшный голод 1601 год в стране начался страшный голод Царь Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, изъятые запасы хлеба продавались по низкой цене. Царь Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, изъятые запасы хлеба продавались по низкой цене.
Широко развернулась благотворительная деятельность при династии Романовых. Широко развернулась благотворительная деятельность при династии Романовых. Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. У его преемника, Алексея Михайловича в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. У его преемника, Алексея Михайловича в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.
Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654–1656 годы) Ртищев создавал больницы для раненых солдат. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654–1656 годы) Ртищев создавал больницы для раненых солдат. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена.
По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги.
В царствование молодого Федора Алексеевича(( ), был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В царствование молодого Федора Алексеевича(( ), был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В 1682 году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10. В 1682 году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.
Петр I уделял много внимания устройству больниц, богаделен, разного рода приютов. На воевод была возложена обязанность «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов смирительных и домов прядильных для людей праздношатающихся и им подобных». Петр I уделял много внимания устройству больниц, богаделен, разного рода приютов. На воевод была возложена обязанность «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов смирительных и домов прядильных для людей праздношатающихся и им подобных».
Он предписывает помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, выдавать престарелым и инвалидам из казны специальные «кормовые деньги», а состоятельных граждан призывает вкладывать «милостные» средства и продукты непосредственно в богадельни и госпитали. Он предписывает помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, выдавать престарелым и инвалидам из казны специальные «кормовые деньги», а состоятельных граждан призывает вкладывать «милостные» средства и продукты непосредственно в богадельни и госпитали.
Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена. Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена.
Сегодня в народе вновь утверждается Сегодня в народе вновь утверждается понятие духовности и нравственности. Возрождаются вековые традиции благотворительности
Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, потому что она способствует формированию в людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами своей страны Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, потому что она способствует формированию в людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами своей страны