К 200-летию великого русского писателя
Н. В. Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь согласно христианскому идеалу. «Поэзия – это незримая ступень к христианству». Писатель видит один путь: это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нём света мало, но теплоты много». Вопрос о свете – коренной вопрос для Гоголя. «Страшна душевная чернота, и зачем видится только тогда, когда неумолимая смерть стоит перед глазами», - писал художник в «Завещании». Тема душевной чистоты – тема «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Страшной мести», «Вия», «Записок сумасшедшего», «Мёртвых душ». Главное для Гоголя – донести до читателя мысль о том, что полюбить людей «чёрненькими» - значит спасти их души.
Задушевная и печальная история несчастной панночки, поэтические отношения Левко и Ганны завораживают. В произведении тесно переплетаются несколько планов повествования: поэтический, фантастический, реальный.
«И через несколько минут всё уже уснуло на селе; один только месяц плыл так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба». «Не бойся: никого нет. Вечер тёпел».
«Что-то неизъяснимо трогательное слышалось в речи Утопленницы, и ручьи слёз катились по её прекрасному лицу»... Читаешь и невольно, как и Левко, проникаешься состраданием к загубленной молодости и красоте панночки. Она ведь тоже могла быть любима и счастлива, как ясноокая Ганна, но её красота ушла на дно, и панночка несчастна и одинока.
Тема греха и наказание за него. Человек и ответственность его в борьбе со злом. В борьбе со злом человек не должен переступать христианские заповеди. Не отвечай злом на зло. Вот основные проблемы, поднятые Гоголем в рассказе.
Как победить зло? Грех Ивана в том, что он не простил. А Евангелие учит: прощай грешнику, обидчику, врагу своему. Иван в борьбе со злом переступил эти заповеди и сам стал грешником. «Борьба со злом,- считает Гоголь, – дело ответственное ».
Повесть «Вий» « Вий» - одно из самых противоречивых созданий Гоголя. Реальность и фантастика, быт и символы – всё переплелось в повести. Это философское произведение о познании мира, о жизни и смерти, о власти тёмных сил над человеческой судьбой.
Мир, считали язычники, двуедин. Мир без конца и без времени. Образ панночки двуедин: это красавица – панночка и старуха – ведьма, внешняя и внутренняя личность человека. При дневном свете она красавица с пышною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Ночью она страшная, старая, костлявая, как смерть, старуха. Хома Брут не проиграл в единоборстве с Вием. Он победил его, стал «Человекобогом», равным по силе Вию. В гибели философа и трагедия, и величие подвига. Хома–язычник, верящий в открывшийся ему мир Страха, Хаоса, но не верящий в Бога. В этом причина его гибели. А вторая причина его гибели – цена познания. Цена дерзновения – смерть. Он получил заслуженное: постиг и погиб.
«Я уверен сильно в том, что и добро, и зло следует помнить вечно. Добро нужно помнить для того, что уже одно воспоминание о нём делает нас лучшими. Зло нужно помнить для того, что с самого того дня, как оно причинено, на нас наложен неотразимый долг заплатить за него добром».
«Будьте светлы, ибо светло грядущее; и чем темней помрачается на мгновенье небосклон наш, тем радостней должен быть взор наш, ибо потемневший небосклон есть вестник светлого и торжественного прояснения». Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих. И. С. Тургенев.