Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника Учитель начальных классов высшей категории Семёнова Светлана Владимировна г. Северодвинск 2009
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно - ориентированное обучение являются: Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология развития критического мышления Технология когнитивного обучения Технология обучения в глобальном информационном сообществе Технология решения изобретательских задач
Развитие критического мышления через чтение и письмо Технологические этапы 1 этап –стадия «Вызов» Актуализация имеющихся знаний учащихся, пробуждение интереса к получению новой информации Работа с текстом до чтения. 2 этап –стадия «Осмысления» Достижение понимания текста на уровне содержания. Работа с текстом во время чтения. 3 этап –стадия «Рефлексия» Достижение понимания основной мысли, выработка собственной позиции. Работа с текстом После чтения.
ТЕХНОЛОГИЯ РКМЧП Формирует умение самостоятельно работать с текстом. Способствует организации диалоговых отношений читателя и произведения. Учит создавать собственные творческие письменные работы. Позволяет проводить всё обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕКРИТИЧЕСКОГОМЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»
Стратегия «ИНСЕРТ» Приёмы разметки текста ! НОВОЕ ! НОВОЕ + ЗНАЮ + ЗНАЮ ? НЕПОНЯТНО ? НЕПОНЯТНО
Таблица тонких и толстых вопросов КТО… ЧТО… КОГДА... МОЖЕТ… БУДЕТ… МОГ ЛИ… КАК ЗВАЛИ… БЫЛО ЛИ… СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ… ВЕРНО… ДАЙТЕ ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОЧЕМУ… ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ… ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ… В ЧЁМ РАЗНИЦА… ПРЕДПОЛОЖИТЕ, ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ… ЧТО, ЕСЛИ… ? ?
Приём – составление кластера Кластер – графическая форма изложения текста ( с помощью рисунков или слов )
ТЕМА Крупная смысловая единица Крупная смысловая единица КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО
КЛАСТЕР Как справиться с тревожностью КАКУЮ ЭМОЦИЮ ИСПЫТЫВАЕШЬ? ПОЧЕМУ?
СИНКВЕЙН (фр.«пять») ТЕМА (одно существительное) ОПИСАНИЕ ТЕМЫ (2 прилагательных) ДЕЙСТВИЕ ТЕМЫ (3 глагола) ФРАЗА ИЗ 4 ЗНАЧИМЫХ СЛОВ СИНОНИМ
СИНКВЕЙН «Тревога» 1.Тревога. 2.Долговременная, беспокойная. 3.Нервничаем, паникуем, боимся. 4.Тревога – отрицательное негативное состояние. 5.Сильная эмоция.
Синквейн «Тревожность» Кратковременная, неопределенная Кратковременная, неопределенная Нервничаем, волнуемся, не понимаем Нервничаем, волнуемся, не понимаем Сильнее, когда ситуация важна Сильнее, когда ситуация важна Волнение Волнение
АЛГОРИТМ «Как победить тревогу» Пойми, чем вызвана тревога Убедись, что ты в силах справиться с проблемой Аутотренинг Самовоспитание
Диагностика показала, что к 5 классу 92% учащихся могут : правильно формулировать разные типы вопросов правильно формулировать разные типы вопросов составлять кластеры по изучаемому материалу и сюжетные таблицы по прочитанному произведению составлять кластеры по изучаемому материалу и сюжетные таблицы по прочитанному произведению самостоятельно обобщать информацию в форме синквейна самостоятельно обобщать информацию в форме синквейна
Результативность внедрения технологии РКМЧП Наблюдается возрастание мотивации к образовательному процессу, развитие мыслительных возможностей, гибкости мышления; положительная динамика в освоении общеучебных умений и навыков. Наблюдается возрастание мотивации к образовательному процессу, развитие мыслительных возможностей, гибкости мышления; положительная динамика в освоении общеучебных умений и навыков. Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать свое мнение, наблюдается повышение качества знаний, рост желания вступить в диалог, поделиться информацией. Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать свое мнение, наблюдается повышение качества знаний, рост желания вступить в диалог, поделиться информацией.
Качество знаний учащихся по основным предметам (выпуск 2006 года) 3 класс4 класс Русский язык92 %94% Чтение100 %100% Математика88,8 %96 %
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!