Международная торговля (МТ) (10кл.) Халилова Елена Сабитовна МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа 1- Базовая школа» п. Куеда, Пермский край
Характерные черты: Быстрый рост внешнеэкономических связей, опережающей темпы роста ВВП стран-участниц МТ. За 40 лет МТ выросла более чем в 10 раз, а размер ВВП только в 4 раза. В 2003 г. объем МТ - 7,5 млрд. долл., а объем услуг достиг 1,8 трлн. долл. Сегодня на их долю приходится 1/5 мирового обмена товарами и услугами.
Международное разделение труда Объединил товаропроизводителей и потребителей разных стран мира. Многие страны благодаря экспорту обеспечивают часть своих доходов. Это страны с «открытой экономикой»: Западная Европа – 2/3 Зарубежная Азия – 1/4 Североамериканский регион – 1/5
Международная торговля, 2004
Лидеры МТ США – 14% Германия – 8% Япония – 6% 2/5 МТ Великобритания – 5% Франция – 5% 2/3 экспорта развитых государств направляется в развитые страны, при этом 9/10 - продовольственные товары.
Развивающиеся страны в МТ Удельный вес в экспорте увеличился с 1/4 в первой половине 90 гг. до 1/3 – к началу 21в. и продолжает расти. Экспорт Китая за последние 20 лет вырос более, чем в 10 раз и достиг в 2003 г. 440 млрд. долл. (6% общемирового экспорта). Китай ( с 1 июля 1997г. с Гонконгом) вышел на на 3 место в мире после США и Германии.
Россия в МТ. Во втором десятке стран мира Внешнеторговый оборот в 2003 г. 257 млрд. долл. (1,5 % от мирового)
Товарная структура в эпоху НТР. Падение роли сырьевых товаров (60 гг. 20в.- свыше 50% МТ, а сейчас 1/4 часть и продолжает снижаться ) Повышение значения готовых изделий, в том числе наукоемкой продукции машиностроения Объем мирового экспорта: 2005 г. 8 трлн. долл г. от 9,5 до 10, г. от 12 до 14
Глобализация - процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала.
Развитые страны Большую часть экспорта составляют машины и оборудование: Япония - свыше 2/3 США – более 50% Германия, Великобритания - 1/2 Канада, Франция, Италия – 2/5 Россия – 1/10
В эпоху НТР Быстрыми темпами растет МТ технологиями, наукоемкой продукцией, «ноу- хау», лицензиями, патентами, инжиниринговыми услугами США Германия Япония Россия - 0,3% (Китай – 6%)
Торговля услугами США Германия Великобритания 2/5 Япония Франция Испания Италия Нидерланды Китай Россия - 1% (в третьем десятке)
Более 50% мирового экспорта услуг составляют 1.транспортные услуги (1/5 объема) 2.международный туризм (1/3) Франция, Испания, Италия, Швейцария, Турция, Египет, Тунис, ОАЭ, Таиланд…
Причины развития туризма Рост материального благосостояния населения Упрощение процедуры въезда граждан (В странах Европы подписано Шенгенское соглашение (1995): Испания, Португалия, Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. В 1997г. – Италия, Греция, Австрия, а с марта 2001г. – Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция (15 государств). Страны могут свободно пересекать границы этих стран.
Распределение международных туристов по регионам мира
Транснациональные корпорации (ТНК ) контролируют: 1/2 мирового промышленного производства 2/3 мировой торговли 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау» 1/3 мировой торговли, предприятий ТНК
Крупнейшие ТНК «Дженерал электрик» (США, электроника) «Эксонмобил корпорейшен» (США, добыча и переработка нефти) «Ройял датч/Шелл груп» (Великобритания-Нидерланды, добыча и переработка нефти) «Дженерал моторс» (США,автомобилестроение) ОАО «Газпром», РАЕ «ЕЭС», «ЛУКойл»
Всемирная торговая организация (ВТО) – это система многосторонних межгосударственных соглашений, устанавливающих общие принципы и правила ведения международной торговли. 2005г. – 148 государств ( в том числе и Россия)
ВТО Контролируют свыше 90% всей мировой торговли Для России вступление в ВТО позволяет избежать дискриминации в международной торговле, будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров на зарубежных рынках, установлению более справедливых цен на экспортируемые товары и услуги.
Экономические объединения 60% мировой торговли АТЭС - 1/3 мировой торговли ЕС – 1/4 мировой торговли НАФТА – 1/4 мировой торговли СНГ – не превышает 1% мировой торговли