ПОГОВОРИМ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ ЯЗЫКА. ЗАДАНИЕ 8. ФИГУРЫ – СТИЛИСТИКО- СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ. Готовимся к ЕГЭ Автор – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 9 города Дмитрова МО Русак Инна Николаевна
И н в е р с и я от лат. inversio переворачивание, перестановка нарушение обычного порядка слов в предложении. Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? (А.Пушкин) Белеет парус одинокий… (М.Лермонтов)
А н а ф о р а др.- греч. ναφορά приписывание, средство к исправлению. др.- греч. единоначалие, повтор слов в начале смежных высказываний. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера… (К.Симонов)
Э п и ф о р а стилистическая фигура повторения окончаний смежных стихов или фраз (или единоокончание) повторение слов в конце смежных высказываний. Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом… (М.Светлов)
П а р а л л е л и з м др.- греч. παραλληλισμος соположение. др.- греч. параллельное расположение структурных элементов в 2-3 смежных высказываниях. одинаковое синтаксическое построение предложения. художественный эффект параллелизма усиливается лексическим повтором. Гляжу на будущность с боязнью. Гляжу на прошлое с тоской… (М.Лермонтов)
А н т и т е з а др.-греч. ντίθεσις противоположение. др.-греч. резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный. (В.Маяковский). Ты и убогая, Ты и обильная. Ты и могучая. Ты и бессильная. Матушка-Русь! (Н.Некрасов).
Г р а д а ц и я Последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастания (убывания): Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени… (Л.Толстой) Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам…(О.Берггольц)
Риторический вопрос это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. утверждение Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М.Ломоносов) Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А.Сумароков)
Риторическое восклицание приём передачи кульминации чувств. передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! (Ф.Тютчев) О времена, о нравы! (латинское изречение) О времена, о нравы!
Б е с с о ю з и е построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.союзы Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет… (А.Пушкин)
М н о г о с о ю з и е намеренное увеличение количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи. И блеск, и тень, и говор волн… (А.Пушкин)
П а р ц е л л я ц и я нов. лат. parcellatio «разде ление», реконстр. из фр. parcelle «частица»лат.фр. расчленение предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение отображается с помощью точек. П.имитирует разговорную речь Прошлый раз…в вагон какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах. (М.Зощенко)
З В У К О П И С Ь ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ, СВЯЗАННЫЙ С СОЗДАНИЕМ ЗВУКОВЫХ ОБРАЗОВ И ОСНОВАННЫЙ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗВУКОВЫХ ПОВТОРОВ (ПОВТОРОВ ЗВУКОВ ИЛИ ИХ СОЧЕТАНИЙ), КОТОРЫЕ МОГУТ ИМИТИРОВАТЬ В ТЕКСТЕ ЗВУКИ РЕАЛЬНОГО МИРА (СВИСТ ВЕТРА, ШУМ ДОЖДЯ, ЩЕБЕТ ПТИЦ И Т. П.), А ТАКЖЕ ВЫЗЫВАТЬ АССОЦИАЦИИ С КАКИМИ-ЛИБО ЧУВСТВАМИ И МЫСЛЯМИ. Выразительные средства фонетики
Ассонанс повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут. (М.Ю.Лермонтов) Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою… (Н.Некрасов)
Аллитерация повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь… (И.Северянин) Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом. (А.Пушкин)
Передача слуховых впечатлений словами, напоминаю- щими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными Звукоподражание Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши… (К.Бальмонт)
Успехов на экзамене!