Урок развития речи Грабарь Игорь Эммануилович ( )Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Опять незримые усилья, Опять невидимые крылья Приносят северу тепло; Все ярче, ярче дни за днями, Уж солнце черными кругами В лесу деревья обвело. А.А.Фет А.А.Фет
Цель урока: ввести понятие «пейзаж»; ввести понятие «пейзаж»; повторить типы речи, признаки описания; повторить типы речи, признаки описания; обогатить словарный запас учащихся; обогатить словарный запас учащихся; формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства для описания картины; формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства для описания картины; работать над орфографическими и речевыми нормами; работать над орфографическими и речевыми нормами; закрепить правописание окончаний прилагательных, показать, как употребление этой категории делает речь более яркой, выразительной, красочной. закрепить правописание окончаний прилагательных, показать, как употребление этой категории делает речь более яркой, выразительной, красочной.
Художники-пейзажисты: Березовая роща Весна - большая вода Март
Художники-пейзажисты: Сосны, освещенные солнцем Лесная заводь Сосновый бор
Художники-пейзажисты: Заросший пруд Золотая осень
И.Э. Грабарь Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны. Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.
Предметы изображения: небоснегберезавверху на горизонте на солнце в тени стволветви
Беседа по картине Какое настроение отличает картину? Какое настроение отличает картину? Каким показано на ней небо? Каким показано на ней небо? Каким изображен на картине снег? Одинаков ли он на солнце и в тени? Удалось ли художнику изобразить февральский снег? Каким изображен на картине снег? Одинаков ли он на солнце и в тени? Удалось ли художнику изобразить февральский снег? На переднем плане картины – береза, удивившая художника февральским утром. Опишите, какие оттенки цвета использует он, когда изображает ствол березы, ветви. На переднем плане картины – береза, удивившая художника февральским утром. Опишите, какие оттенки цвета использует он, когда изображает ствол березы, ветви.
Опорные слова, передающие цвета и линии: лазоревый, синий, бездонный; лазоревый, синий, бездонный; перламутровый, голубой, синий; перламутровый, голубой, синий; искриться, блестеть, сиять, сверкать; искриться, блестеть, сиять, сверкать; жемчужный, белоснежный, коралловый жемчужный, белоснежный, коралловый
Лексические и текстовые синонимы: художник, живописец, пейзажист, певец русской природы; художник, живописец, пейзажист, певец русской природы; изобразил, написал, создал картину; изобразил, написал, создал картину; картина, произведение живописи, пейзаж, полотно, репродукция; картина, произведение живописи, пейзаж, полотно, репродукция; берёзы, русские красавицы, символ русских лесов берёзы, русские красавицы, символ русских лесов
Высказывание художника И.Э. Грабаря В то необычное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу… Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывающегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликивания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба…
"Февральская лазурь" - это величественный "портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба". "Февральская лазурь" - это величественный "портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба".
Домашнее задание Используя материал урока, напишите сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Использованная литература: Использованная литература: Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003 г. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003 г. Кузин В.С., Куйбышева Э.И. Изобразительное искусство: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995 г. Кузин В.С., Куйбышева Э.И. Изобразительное искусство: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995 г