Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ 388 СВАО г. Москвы Литвиновой Татьяны Ивановны «Я была тогда с моим народом…» Поэма А.Ахматовой «Реквием» Урок литературы в 11 классе
А. Ахматова « Реквием »
Тема урока: Поэма А.Ахматовой «Реквием» «Я была тогда с моим народом…»
Цели урока: 1.Познакомиться с поэмой «Реквием». 2. Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа поэмы. 3.Понять, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта.
РЕКВИЕМ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)Большой Энциклопедический словарь (БЭС) - (по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis - Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса. РЕКВИЕМ | Толковый словарь ОжеговаТолковый словарь Ожегова 1. У католиков: богослужение по умершему. 2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. Реквием Reguiem Комментарий
История создания поэмы Поэма написана в гг. Один из почитателей Ахматовой вспоминает: «Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?» Она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти».
В 1962 году, когда все стихи были записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал». В1963 году поэма была опубликована за границей. В 1987 году стала известна широкому читателю в России (через 22 года после смерти Анны Ахматовой)
Композиция поэмы Эпиграф (1961) Вместо предисловия (1957) Посвящение (1940) Вступление (1935) Основная часть I.«Уводили тебя на рассвете…» (1935) II.« Тихо льётся тихий Дон…» (1938) III.« Нет, это не я, это кто-то другой страдает…» (1939) IV.« Показать бы тебе, насмешнице…» (1938) V.« Семнадцать месяцев кричу…» (1939) VI.« Лёгкие летят недели…» (1939) VII. Приговор (1939) VIII. К смерти (1939) IX.« Уже безумие крылом…» (1940) X. Распятие 1. « Хор ангелов великий час восславил…(1938) 2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940) Эпилог 1. « Узнала я, как опадают лица…» (1940) 2. «Опять поминальный приблизился час…» (1940)
«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына» (А. Солженицын) Трагедия народа или т рагедия матери и сына? Проблемный вопрос:
Вместо предисловия В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто- то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): А это вы можете описать? И я сказала: Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957 Ленинград
Комментарий «В страшные годы ежовщины…» Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 гг. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями.
Вместо предисловия В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто- то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): А это вы можете описать? И я сказала: Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957 Ленинград
Посвящение
Какие художественные средства помогают описать материнское горе? эпитеты сравнения антитеза Тюремные затворы смертельная тоска постылый скрежет шаги тяжелые по столице одичалой невольные подруги осатанелых лет «каторжные норы» Подымались как к обедне ранней мертвых бездыханней словно с болью жизнь из сердца вынут словно грубо навзничь опрокинут Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат – Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат.
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, каторжные норы Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…»
Апокалипсис – библейская книга, содержащая пророчества о «конце света». Библейские образы и мотивы в поэме
В книге Исайи сказано: «Горы сдвинутся и холмы поколеблются…» В «Откровении Иоанна Богослова» читаем: «И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих…»
Вступление «И под шинами чёрных марусь…» - черная маруся - то же самое, что черный ворон, машина для перевозки арестованных (от англ.Blaсk Maria) Комментарий
С помощью каких художественных средств Ахматова создает образ города? метафоры Песню разлуки паровозные пели гудки Безвинная корчилась Русь Звезды смерти стояли над нами сравнение И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград эпитеты Безвинная Русь Под кровавыми сапогами Под шинами черных марусь
«Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе. «Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Из дыма вышла саранча на Землю…» Библейские образы и мотивы в поэме
Лирическая героиня Автор поэмыСтрадающая мать
Фольклорные традиции в поэме Плач – старинная обрядовая песня на похоронах, поминках, свадьбах. В первой главе – это плач матери по уводимому в тюрьму сыну, очень похожий на крестьянский плач по покойнику.
Комментарий «Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть…»
Как связан плач матери с фольклором во второй главе? Колыбельная песня – жанр устного народного творчества. Это песня, в которой мать, убаюкивая ребенка, часто представляет, каким будет его будущее.
Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей – Как трехсотая, с передачею, Под Крестами будешь стоять И своею слезою горячею Новогодний лед прожигать. Комментарий Кресты - тюрьма в Ленинграде
Комментарий «…верх шапки голубой и бледного от страха управдома» – сотрудники НКВД носили фуражки голубого цвета. При обыске и аресте было обязательным присутствие управдома.
Распятие
Библейские образы и мотивы в поэме Близость «Распятия» к своему источнику – Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом к главе: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи». В Евангелии от Луки читаем: « …и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в Храме раздралась посередине». Адресованный Отцу вопрос Иисуса «Почто меня оставил?» также восходит к Евангелию. Слова же Иисуса «О, не рыдай Мене…» в тексте Евангелия обращены не к матери, а к сопровождавшим его женщинам, «которые плакали и рыдали о Нем».
Портрет Ахматовой
Эпилог написан в жанре поминального плача, молитвы. Какие художественные средства использованы для этого?
Анафоры Как из-под век выглядывает страх… Как клинописи жёсткие страницы… Как локоны из пепельных и чёрных … И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой… О них вспоминаю всегда и везде, О них не забуду и в новой беде… Ни около моря, где я родилась… Ни в царском саду… Забыть громыхание чёрных марусь… Забыть, как постылая хлопала дверь… И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.
А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне … …здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание чёрных марусь Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь.
Эпиграф Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. 1961
«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына» ( А.Солженицын) Трагедия матери и сына или трагедия народа? Проблемный вопрос:
Домашнее задание 1.Продолжить размышление: Перечитывая «Реквием» язадумался… понял… пересмотрел… осознал…