Р АЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Р АССКАЗ МО г. Балашиха МДОУ 2 «Зеленый остравок» Мирина О.Ю. учитель - логопед
СХЕМА ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Простая схема Девочка рисует карандашами. У девочки есть карандаши. Девочке купили карандаши. Девочке подарили карандаши
М ОДЕЛИРОВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНО В РАБОТЕ НАД ВСЕМИ ВИДАМИ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ : При пересказе, составлении рассказов по картинке и серии картин, в описательном и творческом рассказе; При пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МОДЕЛЕЙ РАССКАЗА, : Цепная связь (предложение «сцепляются между собой, одно вытекает из другого) Параллельная связь (предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу); Лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков
Ц ЕПНАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА : 1. Р ОМА ПОШЕЛ РЫБАЧИТЬ НА ПРУД. 2. В ПРУДУ Р ОМА НАЛОВИЛ ИНОГО РАЗНОЙ РЫБЫ. 3. Р ЫБУ Р ОМА СЛОЖИЛ В ВЕДРО. 4. В ЕДРО С РЯБОЙ ОТ ОТНЕС ДОМОЙ. 5. Д ОМА МАМА СВАРИЛА РЫБНЫЙ СУП..
Л УЧЕВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА :
М НЕМОТЕХНИКА – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ПРАВИЛ И ПРИЁМОВ, ОБЛЕГЧАЮЩИХ ПРОЦЕСС ЗАПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ. М НЕМОТЕХНИКА ПОМОГАЕТ В РАЗВИТИИ : связанной речи ассоциативного мышления зрительной и слуховой памяти зрительного и слухового внимания воображения ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
М НЕМОТАБЛИЦЫ ПОТЕШЕК Две руки Колобок
М НЕМОТЕХНИКА ( МНЕМОТАБЛИЦЫ ), КОЛЛАЖ 1. с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребенок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. 2. объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка.
Э ТАПЫ РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ : I. детям предлагают внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т.д. Педагог дает сжатую информацию по содержанию II. Обсуждение, педагог задает вопросы и различные задания III. Ребенок самостоятельно составляет описательный рассказ.
МНЕМОТАБЛИЦА Сказка «Три медведя»
Учимся одеваться по мнемотаблице С помощью мнемотаблицы легко запомнить потешку «Водичка-водичка» Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Учимся одеваться по мнемотаблице С помощью мнемотаблицы легко запомнить потешку «Водичка-водичка»
К. Д. У ШИНСКИЙ ПИСАЛ : «У ЧИТЕ РЕБЁНКА КАКИМ - НИБУДЬ НЕИЗВЕСТНЫМ ЕМУ ПЯТИ СЛОВАМ – ОН БУДЕТ ДОЛГО И НАПРАСНО МУЧИТЬСЯ, НО СВЯЖИТЕ ДВАДЦАТЬ ТАКИХ СЛОВ С КАРТИНКАМИ, И ОН ИХ УСВОИТ НА ЛЕТУ ». С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.