Содержание образования и структура непрерывного образования Лекция 4
Содержание образования Знаниево-ориентированный подход Понимается как педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся Личностно-ориентированный подход Учащиеся должны овладеть не только определенным учебным содержанием. У них должны быть сформированы ценностно значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, за судьбу общества, толерантное отношение к инакомыслящим и т.д.
Четыре компонента содержания образования Опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности) Опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки) Опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве) Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций (отношение к окружающему миру, людям, самому себе, нормам морали, мировоззренческим идеям
Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы.
Принципы государственной образовательной политики Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие Общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых Светский характер образования в государственных учреждениях Демократический, государственно- общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений свобода и плюрализм в образовании Единство федерального образования с правом на своеобразие образования национальных и региональных культур
Система образования Дошкольное Учреждения для детей-сирот и детей без попечения родителей Общеобразовательное Другие учреждения: курсы, институты повышения квалификации Профессиональное Оздоровительные и санаторно-лесные школы Специальные (коррекционные) Специальные учреждения для подростков с девиантным поведением Учреждения дополнительного образования
Образовательные учреждения Государственные Муниципальные Негосударственные
Органы управления ФедеральныеРеспубликанскиеОбластные Краевые Автономные Муниципальные (местные)
Управление образовательными системами - совокупность организационных, методических, кадровых, воспитательных, плановых, финансовых, снабженческих и др. мероприятий, обеспечивающих нормальное функционирование учреждений системы образования, дальнейшее их расширение и развитие - взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей
Управление образованием - сложная организационно-структурная система, внутри которой выделяется организационная структура регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также организационные структуры управления самих образовательных учреждений; как процесс – взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. как организация
Педагогический менеджмент а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими ситемами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития управление деятельностью учащихся б) научно-организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень – управление деятельностью педагогического коллектива
Методы управления - это способы достижения поставленных целей стилю (авторитарные, демократические, либеральные) объекту управления (федеральные, региональные) целям (стратегические, тактические, оперативные) субъекту управления (административные, хозяйственные) времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие) механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические)