Мифтахетдин Акмулла
Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк! Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк! Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк, у ҡ ыу кәрәк! Баш ҡ орттарым, у ҡ ыу кәрәк, у ҡ ыу кәрәк! Арабы ҙҙ а на ҙ андар күп, у ҡ ыу һирәк. Арабы ҙҙ а на ҙ андар күп, у ҡ ыу һирәк. Аңғыра айыу ҙ ан Уралдағы ҡ ур ҡҡ андай, Аңғыра айыу ҙ ан Уралдағы ҡ ур ҡҡ андай, Эй, туғандар, на ҙ анлы ҡ тан ҡ ур ҡ ыу кәрәк! Эй, туғандар, на ҙ анлы ҡ тан ҡ ур ҡ ыу кәрәк! Илтифат ит: у ҡ ыу ҙ алыр шәрафәттәр, Илтифат ит: у ҡ ыу ҙ алыр шәрафәттәр, Яһиллы ҡ тан килә ятыр ҙ ур афәттәр. Яһиллы ҡ тан килә ятыр ҙ ур афәттәр. У ҡ ығандар күккә осор, һыу ҙ а йө ҙ өр, У ҡ ығандар күккә осор, һыу ҙ а йө ҙ өр, Ю ҡ тыр унда әүлиәлек, кәрамәттәр. Ю ҡ тыр унда әүлиәлек, кәрамәттәр. У ҡ ығанға был донъяла жәләл булыр, У ҡ ығанға был донъяла жәләл булыр, Харам тигән күп шәй ҙ әр хәләл булыр. Харам тигән күп шәй ҙ әр хәләл булыр. Ыры ҫ -дәүләт шишмәһен асам тиһәң, Ыры ҫ -дәүләт шишмәһен асам тиһәң, Ғилем-һөнәр бер ҙ ән-бер әмәл булыр. Ғилем-һөнәр бер ҙ ән-бер әмәл булыр. Алтынға бер ҙ е ҡ ушып, һан ун булмай, Алтынға бер ҙ е ҡ ушып, һан ун булмай, Сәғәтте алда бороп, төн көн булмай. Сәғәтте алда бороп, төн көн булмай. Белемлелек – ары ҫ ландан көслө батыр, Белемлелек – ары ҫ ландан көслө батыр, Шуға атланмай, һинең төшөң һис өн булмай. Шуға атланмай, һинең төшөң һис өн булмай.
Основные этапы жизни Родился 14 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанба́ево Белебеевского уезда (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан). Родился 14 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанба́ево Белебеевского уезда (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан). Отец Камалетдин Искужин (1805 г.р.), указной имам, мать Бибиуммугульсум Салимьянова (1809 г.р.), оба башкиры племени Мин[2]. Отец Камалетдин Искужин (1805 г.р.), указной имам, мать Бибиуммугульсум Салимьянова (1809 г.р.), оба башкиры племени Мин[2]. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт- импровизатор. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт- импровизатор. Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин не в состоянии был понять бунтарской природы Мифтахетдина, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят. Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин не в состоянии был понять бунтарской природы Мифтахетдина, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.
Педагогическая деятельность Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но мастерски владел и другими поэтическими формами. Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу. Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен, содержит сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для литературного языка того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но мастерски владел и другими поэтическими формами. Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу.
Педагогические труды Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!». Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: « Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои».[4] Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане. Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он ещё не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. Вообще в философских взглядах Акмуллы «центральное место занимает вопрос о месте знаний в жизни общества. Занимая позиции идеализма в понимании законов общественного развития, просветители считали, что социальное бесправие трудового народа можно устранить путем просвещения». Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!». Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: « Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои».[4] Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане. Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он ещё не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. Вообще в философских взглядах Акмуллы «центральное место занимает вопрос о месте знаний в жизни общества. Занимая позиции идеализма в понимании законов общественного развития, просветители считали, что социальное бесправие трудового народа можно устранить путем просвещения».
В память о поэте На родине поэта в д. Туксанбаево Миякинского района в 1981 создан Музей М. Акмуллы. В 1980 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства. (Лауреаты премии: Р. Шакур (1989), А. Вильданов (1990), Р. Султангареева (1993), Р. Сахаутдинова (1994), Г. Шафиков (1995) и др.) Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический университет 8 октября 2008 года в Уфе был открыт памятник Акмулле в сквере имени Акмуллы на площадке перед педагогическим университетом на улице Октябрьской революции.[5] В честь поэта названа муниципальная газета Миякинского района «А ҡ мулла төйәге» (башк. «родная земля Акмуллы»).