Жизнь в присутствии текстов
…... Чего бы ты со мной Здесь ни искал в строках небрежных, Воспоминаний ли мятежных, Отдохновенья от трудов, Живых картин иль острых слов, Иль грамматических ошибок, Дай Бог, чтоб в этой книжке ты Для развлеченья, для мечты, Для сердца, для журнальных сшибок Хотя крупицу мог найти.
Новое – это хорошо забытое старое Проблема письменной речи как таковой, то есть как особой системы символов и знаков, владение которой означает критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка, эта проблема разработана в психологии в высшей степени мало. Л.С. Выготский
Тупиковый путь к письменной речи Ребенка учат выводить буквы и складывать из них слова, но не обучают его письменной речи. Обучение письму до сих пор еще не основывается у нас на естественно развившихся потребностях ребенка и на его самодеятельности, а дается ему извне, из рук учителя, и напоминает выработку какого-нибудь технического навыка. Л.С. Выготский
Словесный текст это знаковая форма представления любой реальности, это самая массовая форма письменной коммуникации, это самая частотная форма письменной коммуникации, при всей его искусственности и сложности текст воспринимается «грамотным» человеком как естественная форма сообщения.
Источники натурализма в понимании текста «естественность» текста делает его особенно трудной знаковой формой, создавая иллюзию понятности, беглое чтение без постоянного мониторинга понимания усиливает эту иллюзию, т.к. островки понятности всегда находятся, просмотровое, сканирующее чтение как основной вид чтения в Интернете усиливает тенденцию к псевдопониманию.
Умения грамотного читателя ……. Постоянный мониторинг понимания прочитанного. Установка на понимание написанного. ……
Условия для появления детской инициативы в создании и использовании письменных текстов ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕКСТУ: использование текста для целей, отличных от обучение чтению: инструкция (задание), сообщение информации, нужной для решения задач, запоминание, кодификация правила, права, ………………. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕКСТУ: внимание к внутренним особенностям текста, его строению.
Соотношение прагматического и лингвистического подхода к тексту … - приемы повышения чувствительности к внутренним характеристикам текста
Соотношение прагматического и лингвистического подхода к тексту … - приемы повышения чувствительности к внутренним характеристикам текста
Примеры письменной коммуникации
педагогическая гомеопатия для укрепления связи слова и предмета Сумма двух четных однозначных чисел равна 12. ____________4 + 8 = = 12 ____________ ОТВЕТ РЕБЕНКАТВОЯ ОЦЕНКА ТВОЙ СОВЕТ: обрати внимание на слово Шура: = 12 - двух Валя: 6 2 = 12 - сумма Женя: = 12 - однозначных
педагогическая гомеопатия для укрепления связи слова и предмета Суммадвухчетныходнозна- чных чисел равна = = ???++++-
поиск соответствия между двумя языками проясняет сообщение на каждом из этих языков перевод
При чем здесь моделирование? Графическая модель создает ситуацию двуязычия. Перевод с языка графической модели на язык словесного текста (и наоборот) –высвечивает особенности каждого языка и проясняет содержание сообщения.
В школе нельзя… ……… Снимать бумажки с магнитной доски. …………..
Обучение чтению Чтение для обучения для обучения Чтение для решения собственных задач
10-летних Россия: читательская грамотность 10-летних школьников – существенный рост за 5 лет
15-летних Россия: читательская грамотность 15-летних школьников – никаких изменения за 9 лет
…почувствуйте разницу…
Какова судьба читательской грамотности наших школьников в промежутке между двумя точечными измерениями? 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
понимание информационных текстов
Це написано мовою, що дуже нагадує рiдну.