Выполнили : Мельников Дмитрий, Лукин Максим
Собственность - принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.
Считается одним из основоположников мусульманской политико - правовой и экономической мысли. Его многочисленные труды (« Гражданская политика », « Афоризмы государственного деятеля », « О классификации наук » и т. д.) оказали большое влияние на развитие мысли Востока, в том числе и на мировоззрение Ибн Сины, Низами, Ибн - Хальдуна.
Сущность идеального государства Аль - Фараби заключается в свободе и равенстве всех его жителей. Собственность по Аль - Фараби – это одно из благ, составляющих свободу. Но мыслитель проводит границу между собственностью как средством достижения более высоких ценностей и собственностью как самоцелью жизни. Последнее порочно, поэтому город, противопоставляемый добродетельному, Аль - Фараби называет невежественным, заблудшим, а также « городом обмена ».
« В приобретении имущества нет особой опасности, но его нельзя откладывать про запас »
Аль - Фараби отмечает, что каждый житель должен иметь собственный дом и возможность удовлетворять свои потребности. В отличие от мусульманских философов Аль - Фараби считал, что в идеальном государстве чужеземец не выделяется из местного населения и обладает правом на приобретение имущества.
Аль - Фараби различал похвальные и непохвальные способы приобретения имущества. Непохвальными Аль - Фараби, например, считал воровство, которое является нарушением справедливости.
Основной труд Ибн Хальдуна, составивший ему славу,– « Большая история », или « Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров » ( в другом варианте перевода названия – « Книга назиданий »). Пятый раздел « Большой истории » Ибн - Хальдуна посвящен вопросам собственности.
« Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию »
Человек не может существовать один, поскольку он, во - первых, существо политическое и нуждается в объединении, а во - вторых, не в состоянии самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности.
По его мнению, основанием приобретения права на любое имущество является труд. Труд при непосредственном производстве продукции и плодов влечет обращение вещи в собственность того, кто ее создал – это прямой результат труда. При возникновении права собственности из сделки подоплекой его также является труд, поскольку « без него накопленное имущество не возникает и нельзя будет им воспользоваться ».
Ибн - Хальдун предупреждал, что при дальнейшем « освоении мира » увеличиваются запросы государства, и тогда умножаются доли налогов на имущество подданных. Он считал справедливым установление закята – добровольного пожертвования имущества – и хараджа – сбора с частновладельческих земель, если он взимается в разумных размерах, границу которых нельзя преступать
В отличие от большинства мусульманских мыслителей Ибн - Хальдун отводил собственности ключевое место в общественных отношениях ; именно развитие собственности, по его мнению, толкает вперед цивилизацию и обуславливает появление качественно новых форм человеческого общества.