Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ
Цели урока: 1.Выявить особенности русской культуры X – начала XIII вв. 2. Охарактеризовать главные достижения русской культуры X – начала XIII в. 3. Содействовать воспитанию чувств у учащихся уважения, гордости, восхищения трудом наших предков, создавших уникальные памятники культуры.
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ План 1. Особенности русской культуры X- начала XIII вв. 2. Грамотность, письменность на Руси. Летописание и литература. 3. Быт народа. 4. Архитектура.
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты…. Всем ты преисполнена, земля Русская… А. Югов Культура (лат. culture) – возделывание, обработка, улучшение. Культура – совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной сферах.
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Языческая, Христианская, Церковная, Народная, Письменная, Устная. Виды (слои) культуры Древней Руси:
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Особенности русской культуры X – начала XIII вв. как развитие культуры Руси связано с развитием экономической и политической жизни страны? какое влияние на культуру Руси оказала культура Византии? можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идет о самобытности древнерусской культуры?
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Задание: Определить факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры и записать их в тетради в форме тезисов.
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Особенности русской культуры X – начала XIII вв. как развитие культуры Руси связано с развитием экономической и политической жизни страны? какое влияние на культуру Руси оказала культура Византии? можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идет о самобытности древнерусской культуры?
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ СИНТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – культура, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Русская Культура Характерные черты Стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании Народность, цельность, простота в искусстве Изящество, глубокое гуманистическое начало в архитектуре Мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи Постоянное биение пульса, исканий, сомнений, страсти в литературе
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Открытость и синтетичность древнерусской культуры Опора культуры на народные истоки и восприятие Переплетение христианских и народно-языческих влияний
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры: Единая русская культура Опыт восточного славянства Иноплеменное международное влияние Византия Языческая религия Христианство
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Вывод: В основе образования единой древнерусской культуры находятся ее открытость и синтетичность. Она опирается на народные истоки и народное восприятие. Все это в сочетании с переплетением христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ ГРАМОТНОСТЬ, ПИСЬМЕННОСТЬ, НА РУСИ. ЛЕТОПИСАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА.
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Задания: - выписать факты, подтверждающие возникновение письменности на Руси задолго до принятия христианства; - выяснить, упоминается ли в объяснении какое-либо имя (имена) исторического(их) деятеля(ей) и сколько раз.
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Высоконравственный человек, чуждый властолюбию и тщеславию Связь души и тела Взаимоотношение духовной и светской власти Место Руси в мировой истории, связи с окружающими народами Единство Руси Смысл жизни, гармоничность человека, идеальный правитель Основные идеи ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ ЖИТИЯ ХРОНИКИ ПОВЕСТИ ЛЕТОПИСИ ЖИТИЕ БОРИСА И ГЛЕБА ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ «Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII в. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ БЫТ НАРОДА О жизни в городе Жизнь в боярских хоромах Одежда жителей древней Руси Быт простых людей
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Архитектура Киевской Руси Киевская Русь Киев Чернигов оз. Чудское Новгород Днепр оз. Ильмень
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Задания: - определите и выпишите в тетрадь особенности древнерусской архитектуры - какие памятники древнерусской архитектуры вызвали у вас чувство восхищения, восторга
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Многоярусность строений Увенчанность строений башенками и теремами Наличие пристроек Художественная резьба по дереву Деревянная архитектура Русь языческая ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО НА РУСИ
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Крестово-купольные В основе квадрат, расчлененный четырьмя столбцами Прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест Каменная Архитектура Русь христианская ЦЕРКВИЦЕРКВИ КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Многоярусность строений Увенчанность строений башенками и теремами Наличие пристроек Художественная резьба по дереву Крестово-купольные В основе квадрат, расчлененный четырьмя столбцами Прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест Деревянная архитектура Русь языческая Каменная Архитектура Русь христианская ЦЕРКВИЦЕРКВИ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ ЗАКРЕПЛЕНИЕ Какие из памятников древнерусской культуры (архитектурных, литературных) вам известны? Можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идет о самобытности древнерусской культуры? Какие идеи древнерусской культуры современны и сегодня?
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ Домашнее задание §§17-18, вопросы на с. 115, 121 – 122 Подготовить индивидуальное творческое задание (по желанию): «Искусство Древней Руси», «Фольклор Древней Руси»
Кусницина Надежда Степановна, школа 36, Саранск, РМ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ Художественная культура России. Л.А. Рапацкая. М.:2002 Искусство средневековой Руси. Сборник статей. Под ред. Л.А. Шенникова. М.: 1999 Югов А. За Землю Русскую. История Отечества. М.,1983.с.373 Энциклопедия для детей. Под ред. М. Аксеновой. М.: Аванта+, Т. 7, 2000 г