Опричнина не была каким-либо новым делом, ибо так назывался издавна удел, который князь выдавал своей вдове, "опричь" (кроме) другой земли. Однако в данном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина. Иван IV.
Advertisements

1.Падение Избранной рады. 2.Расправа царя с приближенными. 2.Расправа царя с приближенными. 3.Опричники и опричнина. 4.Поход на Новгород и борьба с Крымом.
Опричнина и её последствия
Государственный строй и реформы середины XVI в. Опричнина История Отечества 6 класс.
Биографическая справка Дата рождения - 25 августа 1530 г. Венчание на царство- 16 января 1547 г. Время царствования – 16 января 1547 – 18 марта 1584 г.
Крицкая Е.Р.,учитель истории МБОУ СОШ N 202 г. Новосибирск.
Иван IV Вопросы к уроку Вопросы к уроку 1. В чем состояла главная причина введения опричнины ? 1. В чем состояла главная причина введения опричнины ? 2.
Введение опричнины 3 декабря 1564 г. Москва Александровская слобода Грамота боярам (обличение) Февраль 1565 г. – Земский собор Учреждение опричнины (личный.
3 декабря 1564 года он вместе с семьей покидает Москву и поселяется в Александровской слободе (ныне г. Александров Владимирской области).
Сайт: Pedsovet.su; Фио: Кенгурова Татьяна Михайловна; ГОУ НПО 16 г. Перми; Должность: преподаватель истории и английского языка (уч-ся 1,2 курсов); Категория:
План-конспект урока по истории (6 класс) по теме: Урок по теме "Опричнина"
Правление Ивана Грозного 1533 – 1584 гг. Подготовила ученица 10 «Б» класса МБОУ СОШ 30 Рощупкина Анастасия Владимировна Руководитель:Пупынина Варвара Митрофановна.
Выполнил работу : Красько Даниил Ученик 6 «Б» класса.
Подготовил ученик 6«в» Мисриханов Ульян Подготовил ученик 6«в» Мисриханов Ульян.
Опричнина Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их добро, за славу, за труды. А за грехи, за темные.
«Опричнина»- 1.От слова «опричь»- кроме остальной земли. 2. Первоначально означало долю вдовствующей княгине 3. Перераспределение земельных владений среди.
ОПРИЧНИНА О времена, о нравы!. Опричнина Иван грозный ввёл опричников, для того чтобы иметь людей которые будут верны ему. Так как боярам царь больше.
На какие периоды можно разделить время правления Ивана Грозного? Какие задачи ставил Иван Грозный, проводя реформы 50-х годов? Чем можно объяснить несоответствие,
ОПРИЧНИНА Автор: Гордеева Валентина Анатольевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган Камышлинского района Самарской области.
ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО. Цель урока: Рассмотреть цели и причины, ход, итоги и последствия опричнины через анализ исторических документов и решения проблемных.
Транксрипт:

Опричнина не была каким-либо новым делом, ибо так назывался издавна удел, который князь выдавал своей вдове, "опричь" (кроме) другой земли. Однако в данном случае опричнина означала личный удел царя. Остальная часть государства стала именоваться земщиной, управление которой осуществлялось Боярской думой. Политическим и административным центром опричнины стал "особый двор" со своей Боярской думой и приказами, частично переведенными из земщины. В опричнине была особая казна. Первоначально в опричнину была взята тысяча (к концу опричнины - уже 6 тысяч) в основном служилых людей, но были и представители некоторых старых княжеских и боярских родов. Для опричников вводилась особая форма: к шеям своих лошадей они привязывали собачьи головы, а у колчана со стрелами - метлу. Это означало, что опричник должен грызть "государевых изменников" и выметать измену.

Знаменитый русский историк В.О.Ключевский как- то заметил об опричнине: "Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал". Действительно, всего семь лет существовала опричнина, но как много ученых сломано над выяснением ее причин и целей.

1) Опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла (В.О.Ключевский, С.Б.Веселовский, И.Я.Фроянов); 2) опричнина являлась хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех социальных сил, которые противостояли его "самовластию". Последняя точка зрения, в свою очередь, также "раздваивается". Одни исследователи полагают, что целью опричнины было сокрушение боярско-княжеского экономического и политического могущества (С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов, Р.Г.Скрынников). Другие (А.А.Зимин и В.Б.Кобрин) считают, что опричнина "целилась" в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), а также направлялась против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей государству организации. Ни одно из этих положений не бесспорно, поэтому спор обопричнине продолжается.

3 декабря 1564 года царь неожиданно для многих выехал из Москвы вместе с семьей в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян. Взял он также с собой казну и "святости". После посещения Троице-Сергиева монастыря он направился в свою летнюю резиденцию - Александровскую слободу (ныне г. Александров в 100 км к северо-востоку от Москвы). Отсюда в начале января 1565 года Иван IV Грозный шлет в Москву две грамоты. В первой - адресованной боярам, духовенству и служилым людям - он обвинял их же в изменах и потворстве изменам, а во второй царь объявлял московским посадским людям, что у него "гневу на них и опалы никоторые нет". Послания царя, прочитанные на Красной площади, вызвали в городе огромное волнение. Московское "людье" потребовало, чтобы царя уговорили вернуться на престол, угрожая, что в противном случае они "государственных лиходеев и изменников" сами "потребят".

Через несколько дней в Александровской слободе Иван Васильевич принял делегацию духовенства и боярства и согласился вернуться на престол с условием, "что ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки иматп, а учинити емут на своем государстве себе опричнину, двор ему учинить себе и весь обиход особный".

Обычно считается, что в опричнину были взяты территории, где господствовало княжеско-боярское землевладение. Выселение оттуда крупных землевладельцев на земли земщины, таким образом, подрывало их экономическую базу и ослабляло их позиции в политической борьбе. Однако в последнее время выясняется, что ставшие опричными земли были заселены в основном либо служилыми людьми (дворянами), либо другими верными слугами государя (западные земли), либо были черносошными (Поморье). Опричная часть была выделена и в Москве. Причем, часть землевладельцев этих земель просто перешла в опричнину. Безусловно, были проведены и выселения. Но их масштабы не стоит преувеличивать, к тому же пострадавшие вскоре были возвращены на места. Опричнина отнюдь не изменила структуру крупной собственности на землю, пишет В.Б.Кобрин, боярское и княжеское землевладение пережило опричнину. Хотя нельзя не сказать и о том, что жертвами болезненных подозрений царя стали многие бояре. Ему постоянно мерещились заговоры против него - и головы зачастую невинных людей летели десятками.

В 1572 году опричнина была отменена: "государь опричнину оставил". Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 году крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль. Крымский хан, неожиданно появившись под Москвой со 120-тысячным войском, заставил Ивана Грозного бежать из Москвы в Александровскую слободу, оттуда - в Ростов. 24 мая 1571 года Москва была сожжена, за исключением Кремля. Количество погибших в огне составило несколько сот тысяч человек, до 150 тысяч татары увели в плен. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что изменена была лишь вывеска, а опричнина под именем "государева двора" продолжала существовать и далее. Другие историки считают, что Иван IV попытался вернуться к опричным порядкам в 1575 года, когда вновь получил во владение "удел", а остальной территорией поставил управлять крещеного татарского хана Симеона Бекбулатовича, который назывался "великим князем всея Руси", в отличие от просто "князя московского". Не пробыв и года на престоле, хан был сведен с великого княжения. Все вернулось на свои места.

Опричнина в целом не смогла усилить на более или менее продолжительное время самодержавное правление (после смерти Ивана IV мы видим деятельность не столько царя Федора Иоановича, сколько его окружения, из которого более других отличался Борис Федорович Годунов, который, достигнув трона, вынужден был утверждаться Земским собором), ни ликвидировать центральные сословно-представительные органы и местное самоуправление. Опричнина не должна рассматриваться как ступень к новой "прогрессивной" самодержавной форме правления, как часто определяют ее значение. В большей степени она являлась возвращением к временам удельного правления (если иметь в виду деление страны на опричнину и земщину и т.д.). Опричнина была реформой, но реформой с противоположным знаком. Об этом свидетельствуют и ее последствия.