Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление
Неуспешный в обучении школьник Кто он? -Медлительный -Плохо усваивающий материал -Не решающий задания -Плохо читающий -Плохо пишущий
Одна из основных задач начальной школы Обучение письму основная задача состоит в формировании соответствующего двигательно-координационного навыка, в усвоении учащимися зрительно-двигательных образов букв, в умении соотносить их звуковую и графическую составляющие Обучение чтению Основными задачами обучения чтению являются формирование собственно умения читать, а также развитие устной и письменной речи школьников
Что такое навык чтения? Навык чтения содержит: последовательное восприятие системы письменных знаков (графем, слов, предложений) расшифровка этих знаков понимание значение отдельных букв и слов объединение их в более крупные единицы информации - целые фразы и текст удержание их в оперативной памяти соотнести друг с другом слов для выделения сложных семантических единиц
Что такое навык письма? Навык письма содержит: выделение дискретных (последовательных) фонем. Пишущий определяет отличие данной фонемы от других. Это восприятие опирается на различение на слух и на микродвижения языка (кинестетический образ фонемы перешифровка фонемы в графему. Базируется на сохранном зрительном гнозисе и зрительно- пространственном восприятии перешифровка графемы в кинему. Зрительный образ буквы перешифровывается в последовательную кинетическую схему, то есть плавные движения руки. При этом осуществляется зрительный и двигательный контроль.
Основа для всей деятельности человека Основа для формирования навыка – функционирование центральной нервной системы (ЦНС), в которую входят спинной и головной мозг. Характерно неравномерное развитие зон
Организация мозговой деятельности (А.Р. Лурия) Третий блок программирован ия, регуляции и контроля Второй блок приема, переработки и хранения внешней информации Первый блок –энергетический регулирует процессы активации и поддерживает общий тонус ЦНС
Организация мозговой деятельности (А.Р. Лурия) Первый блок – энергетический Отвечает за уровень утомляемости человека Определяет степень бодрствования и активности его функционального состояния. Является особенностью нервной системы. Поддается только медикаментозной коррекции
Какие проявления в поведении детей (1 блок) Двигательная активность Синдром дефицита внимания Утомляемость Низкая работоспособность Астеничность Трудности самоорганизации
Трудности в чтении и письме (1 блок) «Глупые» ошибки при письме и чтении: слитное написание разных слов раздельное написание одного слова пропуск точки или заглавной буквы пропуск букв и слов при чтении вслух Нарушения почерка Неумение применять правила в деятельности (учебной, игровой)
Примеры письма(1 блок)
Что можно делать в рамках урока Осуществлять индивидуальный подход Утомляемые: давать задания по частям, давать минутки отдыха, не торопить; Гиперактивные: давать игровые паузы, давать возможность подвигаться на уроке – стереть с доски, попить воду; Медлительные: давать дополнительное время для выполнения задания, давать время на вхождение в урок Необходимо доброжелательное отношение к индивидуальным особенностям детей (не критиковать при одноклассниках, ошибки и поступки обсуждать индивидуально с ребенком.)
Спасибо за внимание! Продолжение следует…