Научно-исследовательский проект Тема: «Проблемы детей с низким социальным статусом» Славянск-на-Кубани 2006 г.
Цель исследования: проанализировать проблемы детей с низким социальным статусом, найти возможные варианты решения. Задачи исследования: Выявить социальный статус учащихся в экспериментальной группе Выявить социальный статус учащихся в экспериментальной группе Определить индивидуально- психологические особенности отверженных детей Определить индивидуально- психологические особенности отверженных детей Определить ряд психологических причин, влияющих на социальный статус Определить ряд психологических причин, влияющих на социальный статус Определение путей профилактической работы с проблемой Определение путей профилактической работы с проблемой
Основные этапы исследования: 1. Изучение специальной литературы по данной теме. 2. Проведение экспериментальной работы: наблюдение, психодиагностические процедуры. 3. Выявление общих закономерностей в ходе проведения исследования. 4. Выводы, рекомендации. 5. Определение возможных путей профилактической работы с проблемой. Объект исследования : учащиеся школы (дети, имеющие низкий социальный статус в классном коллективе). Предмет исследования : набор индивидуально-типологических черт.
Особенности общения со сверстниками на разных возрастных этапах развития. Младший школьный возраст - Ориентация на оценку учителя. Подростковый возраст - Личностная нестабильность, противоречивость Старший школьный возраст - Стабилизация личности
Типы отвергаемых детей ( по данным М.М.Кравцовой) Дети с необычной внешностью Дети, не умеющие за себя постоять Дети, не умеющие общаться Дети, неопрятно одетые Дети, часто пропускающие занятия Дети, неуспешные в учебе Дети, несоответствующие материальному положению группы Дети - переселенцы
Результаты социометрического исследования
Анализ успеваемости учащихся с низким социальным статусом 66% учащихся имеют слабые знания по предметам
Изучение типа темперамента 44% - холерики, 28% - меланхолики, 18% - флегматики,
Изучение уровня тревожности 49% - высокая степень тревожности, 51% - низкая степень тревожности
Изучение самооценки Тест «Самооценка» (Человековедение.- М.: ТОО «Интел Тех», О-во «Знание» России, 1993 г. с 136). 61 % - низкая самооценка, 25 % - высокая самооценка, 14 % - адекватная
Исследование субъективного уровня одиночества учащихся с низким социальным статусом 42 % учащихся - высокий уровень 30 % учащихся - низкий
Сводная таблица результатов проведенной диагностики Сводная таблица результатов проведенной диагностики. Код учащегося успеваемостьТип темпераментасамооценка «шкала одиночества» Уровень тревожности 1слабоуспевающиехолерикнизкаявысокая 2слабоуспевающиехолерикнизкаявысокая 3слабоуспевающиехолериквысокаясредняянизкая 4успевающиемеланхоликвысокаясредняянизкая 5слабоуспевающиехолерикнизкаявысокая 6слабоуспевающиехолерикнизкаясредняянизкая 7успевающиемеланхоликнизкая 8успевающиефлегматиквысокаянизкая 9слабоуспевающиемеланхоликадекватнаясредняянизкая 10слабоуспевающиехолерикнизкаявысокая 11слабоуспевающиехолерикнизкаявысокая 12слабоуспевающиемеланхоликнизкаявысокая 13успевающиехолериквысокаянизкая 14слабоуспевающиефлегматикадекватнаянизкая 15слабоуспевающиемеланхоликнизкаявысокая 16успевающиефлегматикадекватнаянизкая 17успевающиехолерикнизкаясредняявысокая 18слабоуспевающиехолерикнизкаявысокая
Формирование социального статуса
Коррекционно-профилактическая работа Индивидуальные и групповые формы работы (тренинги) Использование элементов сказкатерапии (младший школьный возраст) Вовлечение детей с низким социальным статусом в школьные мероприятия Работа с родителями Семинары для учителей