О подходах к разработке измерительных материалов для оценки освоения требований ФГОС обучающимися и выпускниками образовательного учреждения профессионального образования Станченко С.В., заместитель директора ФИПИ; Татаринова И.С., директор Росаккредагентства; Факторович А. А., ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФИРО
ФГОС НПО и СПО: требования к оценке качества образования п Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНЫ, НО НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫ ДИСЦИПЛИНЫ, МДК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (умения, знания) ОК, ПК, ВПД, КВАЛИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РАБОТОДАТЕЛЬ РАЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТАРИИ ПРОВЕРКИ Результаты освоения профессиональных образовательных программ
Задачи промежуточной «квалификационной» аттестации и итоговой государственной аттестации: оценивание сформированности компетенций на основе требований ФГОС модульный уровень Задачи текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации по УД: оценивание элементов компетенций (знаний и умений) дисциплинарный уровень Важно не ограничиться декомпозицией, а провести интегральную оценку Совокупность показателей оценки и выбранные методы и процедуры контроля должны позволять диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций Особенности оценки компетенций
НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РЕЗУЛЬТАТОВ; СОЧЕТАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА; ЭТАПНОСТЬ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ИТОГОВОЙ); ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (УМЕНИЙ, ЗНАНИЙ) И КВАЛИФИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ; ОТКРЫТОСТЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН; СОЧЕТАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРАМ АТТЕСТАЦИИ : ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ОСОБЕННОСТИ «КВАЛИФИКАЦИОННЫХ» АТТЕСТАЦИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАНАПРОЦЕДУРАСОДЕРЖАНИЕФОРМАМЕТОД ВеликобританияНезависимая: проводится аккредитационными агентствами по материалам работодателей Задания, имитирующие профессиональную деятельность (ПД) Основаны на требованиях ПС, системы квалификаций Квалификационные испытания + анализ портфолио Экспертное наблюдение ГерманияСовмещенная: проводят представители рынка труда и педагоги профессиональных школ Письменная часть (оценка знаний в области ПД), практическая часть (непосредственно ПД) Комплексный экзамен Количественная оценка Экспертное наблюдение ФинляндияПомодульная – для текущей аттестации Совмещенная – для итоговой : два документа Основано на требованиях ПС Демонстрационный экзамен Финальный проект Интегрированная оценка разных видов работ
Объекты оценкиТип аттестацииЗадания КвалификацияГосударственная итоговая аттестация ВКР Вид профессиональной деятельности (часть квалификации) Профессиональные и общие компетенции Экзамен квалификационныйЗадание на выполнение вида ПД в реальных или модельных условиях Проект Портфолио Практический опытПромежуточная аттестация по практике Задание, направленное на решение локальной проф. задачи и/или портфолио УменияПромежуточная аттестация (УД, МДК, практика) Задание, предполагающее решение типовых учебных, учебно-профессиональных задач ЗнанияПромежуточная аттестация (УД, МДК) Задание на воспроизведение, понимание, анализ информации ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Тип экзаменаКол-во экзаменуемых Время проведения Примеры Накопительный (автоматом), в том числе через анализ портфолио Не ограничено15 мин заполнение ведомости По итогам защиты проекта (портфолио) Индивидуально30 мин публичная защита КомбинированныйИндивидуально30 мин – 1 час заранее выполненная работа + задание, выполненное «здесь и сейчас» Составной (теория, практика (задания разного уровня сложности)), в том числе в форме тестирования Индивидуально1,5 – 2 часа 0,5 часа ПДД 0,5 часа площадка 0,5-1 час город Публичный (комментируемая деятельность) Индивидуально реальное или имитационное решение профессиональных задач (выполнение профессиональных функций) Подгруппа Подходы к выбору процедур оценки качества подготовки студентов и выпускников ПО
Примерная структура описания модели оценки качества подготовки обучающихся в системе НПО-СПО Общие характеристики модели Цели измерения Участники процедур, их роль и запросы Процедура, методы обработки и хранения результатов Методы анализа результатов и возможных управленческих решений Характеристики инструментария Объекты измерения, кодификаторы Структура и компоновка заданий Условия выполнения работы (оборудование, помещение и т.п.) Система оценивания Порядок разработки и подготовки инструментария Этапы работ, включая все необходимые экспертизы Кадровое обеспечение Организационно-технологическое и другие виды обеспечения
Этапы организации процедур оценки качества профессионального образования Предварительный этап Разработка и описание моделей оценки Общественно-профессиональное обсуждение моделей Формирование реестра моделей В штатном режиме Подготовка оценочных процедур в соответствии с выбранной моделью, включая разработку и экспертизу измерительных (оценочных) материалов Проведение оценочных процедур Анализ результатов Принятие управленческих решений
Организационная схема проведения измерений
Благодарим за внимание!