Творческая работа ученицы 7 А класса МОУ « Золотухинская СОШ » Коноревой Светланы
ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ II ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ
Главным его призванием был портрет. В 1750 г. художник завершает парадный « Портрет князя И. И. Лобанова - Ростовского », в м парный к нему « Портрет княгини Е. А. Лобановой - Ростовской ». Особенно хорош портрет княгини. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (ro лубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия ) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Писал художник и « исторические » портреты предков своих хозяев фельдмаршала Б. П. Шереметева, князя А. М. Черкасского. Писал и императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. В е rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение « Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме » (1784) первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии ( а не актриса в театральном « парадном » костюме, как считали некоторые исследователи ).
Вся яркая творческая жизнь художника была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета камерный интимный портрет составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности : в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только вид лица, но и нежность сердца.
Левицкий писал исключительно портреты ; неизвестно ни одной его работы другого содержания. Число портретов, исполненных им, превышает сто ; не менее пятнадцати из работ его в настоящее время неизвестно, где находятся, и может быть погибли
Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким, Боровиковский работал очень много, и наследие его обширно и разнообразно. Он преуспевал и в парадном портрете ( многие его произведения в этом жанре почитались за образцы ), и в интимном, и в миниатюрном. Он был добросовестен н трудолюбив и все делал отлично : и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому - нибудь модному образцу. Расцвет его искусства был недолгим - чуть более десятка лет на рубеже XVIII- XIX веков, - но прекрасным. Наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов