Тема Демона в поэме М.Ю. Лермонтова и произведениях М.А. Врубеля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт - романтик
Advertisements

Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Лермонтова и Врубеля. Трагические жизненные пути Лермонтова и Врубеля постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. Одной.
Демон Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру… И проклял Демон побеждённый Мечты безумные свои, И вновь остался он,
Выполнила ученица 9 класса Балабанова Лариса. М.Ю.Лермонтов (1814 – 1841) «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого,
Образ Демона в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» и иллюстрациях М.А.Врубеля.
Ангельское и демоническое в поэзии М. Ю. Лермонтова Курсовая работа по литературе ученицы 10 эк. класса УВК-лицея 100 Авдониной Анастасии.
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
Лермонтова Михаила Юрьевича г. Всего прожил 28 лет.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ СОПРОВОЖДЕНИЕ К УРОКАМ В 9 КЛАССЕ.
Хочу тебя поздравить, мама, Всегда ты будешь самой-самой, Тебя люблю и уважаю, И лишь одно я точно знаю – Что только мама не предаст, И руку помощи подаст.
Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». Вспомните Какие проблемы поднимает Лермонтов в стихотворении «Дума»? Каков «герой лермонтовского времени»? Герои Лермонтова.
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Автор проекта: Е.Селезнева, ученица 9 класса МОУ лицея 9 Волгограда.
Поэма «Демон» Михаила Юрьевича Лермонтова в творчестве Михаила Александровича Врубеля.
Мои обманчивые сны Любовь в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова Лермонтов-поэт совсем другой эпохи… Г.В.Белинский.
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. ЛИРИКА ПОЭТА – ЭТО ДНЕВНИК ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ М.Ю.Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом.
Люблю отчизну я! Михаил Юрьевич Лермонтов. Сражение Бородино.
Научная работа по литературе на тему Борьба добра и зла в поэме М.Ю.Лермонтова Демон. Научная работа по литературе на тему Борьба добра и зла в поэме М.Ю.Лермонтова.
Транксрипт:

Тема Демона в поэме М.Ю. Лермонтова и произведениях М.А. Врубеля

Мир искусства богат и многолик. Сопровождая человечество на протяжении всей его истории, искусство изменялось от эпохи к эпохе, принимало разные формы и образы, открывало новые горизонты видения, дарило эстетическое наслаждение и потрясало людские души. В своей работе «Тема Демона в произведениях Лермонтова и Врубеля» я рассмотрела феномен двойничества в произведениях М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля. Цель работы: сравнить образы Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля. Главная задача – найти общее и различное у двух Демонов, а также проследить судьбу этого образа.

Любой человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. Трагические жизненные пути обоих постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова "Демон" и поразительные Врублевские произведения к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.

Демон – сверхъестественное существо, ангел, восставший на бога и за это изгнанный из ангелов сверхъесте- ственных существ - посредников между Богом и людьми В мировой литературе образ демонического существа представлялся удобной художест- венной формой, наиболее удобной, чтобы описать личность героя-романтика. Это свободная и мятежная личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества.

Образ Демона в поэме М.Ю.Лермонтов «Демон» И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять не станет Лучом чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав предчувствия блаженства, Не даст мне счастья никогда. («Мой демон») Образ демона, мятежного и гордого духа, не раз появляет- ся в лирике поэта. Гордое утверждение личности, противопосталенной отрицаемому миропорядку, - это центральная тема романтизма – звучит в поэме «Демон»

В первой части поэмы Демон предаётся элегическим воспоминаниям об утраченном рае, о тех днях, когда он жил в гармонии с природным бытием … когда в жилище света Блистал он, чистый херувим Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним… Вторая часть изображает безрадостную жизнь «падшего ангела», одиноко блуждающего в «пус- тыне мира без приюта, наблюдающего однооб- разную череду сменяющих друг друга веков. И в страхе я, взмахнув крылами, Помчался – но куда? Зачем? Не знаю… прежними друзьями Я был отвергнут; как Эдем, Мир для меня стал глух и нем.

Вспыхнувшее чувство к прекрасной княжне «вдруг заговорило родным когда-то языком» любви. Герой вступает в стены монастыря, куда удалилась Тамара после трагической гибели жениха, «..любить готовый, С душой, открытой для добра...» Однако встреча с ангелом-хранителем Тамары - пробуждает в душе изгнанника «старинной ненависти яд». Его чувство к Тамаре, эгоистично и лукаво. Демон знает, что девушка, поддавшись его уговорам, навеки лишит себя вечного блаженства в раю. Кроме того, он вольно или невольно обманывает княжну, уверяя ее в готовности изменить свою природу: Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться... «Святыня» красоты и добра напоминает о себе герою в тот момент, когда он встречает Тамару.

Попытка героя очеловечиться обречена на неудачу. Циничное отношение к миру и вражда к ангелам, былым собратьям, оказываются сильнее любви в душе Демона. Он говорит Тамаре: «Я отрёкся от старой мести, Я отрёкся от гордых дум…» - и тут же пренебрежительно говорит о земле, созданной Богом: Пытаясь захватить воображение Тамары, он обещает ей то, что считает по-настоящему ценным: власть в иных сферах и знание – то, что всегда привлекало неординарные умы. «…Без сожаленья, без участья Смотреть на землю станешь ты, Где нет ни истинного счастья, Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить; Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить».

Тамара гибнет от поцелуя Демона, и он не в силах противо- стоять ангелу, который уносит её душу в рай, потому что Ценой жестокой искупила Она сомнения свои… Она страдала и любила- И рай открылся для любви! А Демон оказывается неспособен преодолеть злобу и цинизм. Как истинный дух отрицания говорит он с ангелом, заявляя права на душу Тамары. Но, хотя он и «был могуч, как вихорь шумный», он не добился своего. В конце поэмы «побежденный» Демон проклинает свои «безумные» мечты и навсегда отстраняется от мира людей.

В середине 80-ых годов XIX века Михаил Врубель начал работать над «Демоном» - темой, которую он считал главной в своей творческой судьбе. Врубель увлечённо говорил об этой теме, о том, что Демон – не чёрт или дьявол, что «демон» по- гречески значит «душа», «дух».

Внешние черты врубельского Демона – голова с горящими огромными глазами, трагическим изломом рта и огромной копной волос связаны с театральными впечатлениями. Ощущением исполинской силы, ско- ванной мучительной тоской, веет от этого лица.

Герой картины молод и прекрасен, фигура его кажется исполинской. Она не вмещается в плоскость картины, она напоена нездешней печалью, могучие мышцы налиты праздной силой, будто гнетущей Демона, уста- вшего от ненужного могущества.

Художник видит полёт Демона, охваченного тоской, пониманием своего одиночества, напрасности надежд и борьбы. Облик этого Демона близок к «сидящему», но герой теперь повзрослевший и ещё более разочаровавшийся во всём - на лице его выражение печали. Полёт его бесцелен

Демон низвергнут с высоты, на которую так дерзко посягнула его гордыня, но падение не приносит ему физической гибели, которая избавляет от страданий смертных. Здесь мало от лермонтовской поэмы – только мотив одиночества. У поэта Демон возвращается в свой прежний холодный мир «надменный,… без упованья и любви». У Врубеля же крушение надежд на обретение человеческого счастья оборачивается полной потерей физического и нравственного «Я».

Образ Демона непокорной личности, могучей противоречивой, стал настолько значимой, что захватил воображение и Лермонтова, и Врубеля. Демон Лермонтова и Демон Врубеля не совсем близки. В поэме Лермонтова Демон оказывается неспособен преодолеть злобу и цинизм и как истинный дух отрицания он сохраняет презрение к миру. Гордыня и эгоизм губят душу. А путь отрицания приводит к самоотрицанию и духовному небытию. Демон Врубеля – это более объёмный образ, наделённый исполинской силой и мучительной тоской во взгляде и в позе. Это герой, уставший от ненужного могущества, глубокого познания, вечного одиночества. Дух зла не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, хотя он и остаётся властным и величавым.