Тема Демона в поэме М.Ю. Лермонтова и произведениях М.А. Врубеля
Мир искусства богат и многолик. Сопровождая человечество на протяжении всей его истории, искусство изменялось от эпохи к эпохе, принимало разные формы и образы, открывало новые горизонты видения, дарило эстетическое наслаждение и потрясало людские души. В своей работе «Тема Демона в произведениях Лермонтова и Врубеля» я рассмотрела феномен двойничества в произведениях М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля. Цель работы: сравнить образы Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля. Главная задача – найти общее и различное у двух Демонов, а также проследить судьбу этого образа.
Любой человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. Трагические жизненные пути обоих постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова "Демон" и поразительные Врублевские произведения к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.
Демон – сверхъестественное существо, ангел, восставший на бога и за это изгнанный из ангелов сверхъесте- ственных существ - посредников между Богом и людьми В мировой литературе образ демонического существа представлялся удобной художест- венной формой, наиболее удобной, чтобы описать личность героя-романтика. Это свободная и мятежная личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества.
Образ Демона в поэме М.Ю.Лермонтов «Демон» И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять не станет Лучом чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав предчувствия блаженства, Не даст мне счастья никогда. («Мой демон») Образ демона, мятежного и гордого духа, не раз появляет- ся в лирике поэта. Гордое утверждение личности, противопосталенной отрицаемому миропорядку, - это центральная тема романтизма – звучит в поэме «Демон»
В первой части поэмы Демон предаётся элегическим воспоминаниям об утраченном рае, о тех днях, когда он жил в гармонии с природным бытием … когда в жилище света Блистал он, чистый херувим Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним… Вторая часть изображает безрадостную жизнь «падшего ангела», одиноко блуждающего в «пус- тыне мира без приюта, наблюдающего однооб- разную череду сменяющих друг друга веков. И в страхе я, взмахнув крылами, Помчался – но куда? Зачем? Не знаю… прежними друзьями Я был отвергнут; как Эдем, Мир для меня стал глух и нем.
Вспыхнувшее чувство к прекрасной княжне «вдруг заговорило родным когда-то языком» любви. Герой вступает в стены монастыря, куда удалилась Тамара после трагической гибели жениха, «..любить готовый, С душой, открытой для добра...» Однако встреча с ангелом-хранителем Тамары - пробуждает в душе изгнанника «старинной ненависти яд». Его чувство к Тамаре, эгоистично и лукаво. Демон знает, что девушка, поддавшись его уговорам, навеки лишит себя вечного блаженства в раю. Кроме того, он вольно или невольно обманывает княжну, уверяя ее в готовности изменить свою природу: Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться... «Святыня» красоты и добра напоминает о себе герою в тот момент, когда он встречает Тамару.
Попытка героя очеловечиться обречена на неудачу. Циничное отношение к миру и вражда к ангелам, былым собратьям, оказываются сильнее любви в душе Демона. Он говорит Тамаре: «Я отрёкся от старой мести, Я отрёкся от гордых дум…» - и тут же пренебрежительно говорит о земле, созданной Богом: Пытаясь захватить воображение Тамары, он обещает ей то, что считает по-настоящему ценным: власть в иных сферах и знание – то, что всегда привлекало неординарные умы. «…Без сожаленья, без участья Смотреть на землю станешь ты, Где нет ни истинного счастья, Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить; Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить».
Тамара гибнет от поцелуя Демона, и он не в силах противо- стоять ангелу, который уносит её душу в рай, потому что Ценой жестокой искупила Она сомнения свои… Она страдала и любила- И рай открылся для любви! А Демон оказывается неспособен преодолеть злобу и цинизм. Как истинный дух отрицания говорит он с ангелом, заявляя права на душу Тамары. Но, хотя он и «был могуч, как вихорь шумный», он не добился своего. В конце поэмы «побежденный» Демон проклинает свои «безумные» мечты и навсегда отстраняется от мира людей.
В середине 80-ых годов XIX века Михаил Врубель начал работать над «Демоном» - темой, которую он считал главной в своей творческой судьбе. Врубель увлечённо говорил об этой теме, о том, что Демон – не чёрт или дьявол, что «демон» по- гречески значит «душа», «дух».
Внешние черты врубельского Демона – голова с горящими огромными глазами, трагическим изломом рта и огромной копной волос связаны с театральными впечатлениями. Ощущением исполинской силы, ско- ванной мучительной тоской, веет от этого лица.
Герой картины молод и прекрасен, фигура его кажется исполинской. Она не вмещается в плоскость картины, она напоена нездешней печалью, могучие мышцы налиты праздной силой, будто гнетущей Демона, уста- вшего от ненужного могущества.
Художник видит полёт Демона, охваченного тоской, пониманием своего одиночества, напрасности надежд и борьбы. Облик этого Демона близок к «сидящему», но герой теперь повзрослевший и ещё более разочаровавшийся во всём - на лице его выражение печали. Полёт его бесцелен
Демон низвергнут с высоты, на которую так дерзко посягнула его гордыня, но падение не приносит ему физической гибели, которая избавляет от страданий смертных. Здесь мало от лермонтовской поэмы – только мотив одиночества. У поэта Демон возвращается в свой прежний холодный мир «надменный,… без упованья и любви». У Врубеля же крушение надежд на обретение человеческого счастья оборачивается полной потерей физического и нравственного «Я».
Образ Демона непокорной личности, могучей противоречивой, стал настолько значимой, что захватил воображение и Лермонтова, и Врубеля. Демон Лермонтова и Демон Врубеля не совсем близки. В поэме Лермонтова Демон оказывается неспособен преодолеть злобу и цинизм и как истинный дух отрицания он сохраняет презрение к миру. Гордыня и эгоизм губят душу. А путь отрицания приводит к самоотрицанию и духовному небытию. Демон Врубеля – это более объёмный образ, наделённый исполинской силой и мучительной тоской во взгляде и в позе. Это герой, уставший от ненужного могущества, глубокого познания, вечного одиночества. Дух зла не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, хотя он и остаётся властным и величавым.