"Неформальные объединения" - это неюридическое понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес "формальным", то есть официально определенным (зарегистрированным) организациям. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать как формирования, объединяющие в себе молодежь по признаку субкультуры.
"Неформальные объединения" (социол.) - вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом неинституциональной (т.е. не зафиксированной в государственных, общественных традиционно сложившихся институтах) сферы, которая основана на принципах самодеятельности
Три волны в эволюции неформальных организаций И. Ю.Сундиев разделял историю «самодеятельных движений» (неформальных организаций) на три своеобразных «волны». Он пишет: «нередко все инновации в молодежном движении середины века ассоциировались со «стилягами» – эпатажной и контркультурной группой городской молодежи, ставшей своеобразным символом «первой волны» т.н. «неформалов». Главным достижением этой «первой волны» стало значительное оздоровление общественного сознания, ломка стереотипов периода «культа личности». «Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – c середины 60-х годов молодежное движение приобретает важную свою составляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 70-х годов) большинство молодежных объединений начинают приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, квазиинтернационализм, ориентированность, на внутренние проблемы. В молодежную среду входят и постепенно становятся модными наркотики». Особую популярность приобретают мистические, эзотерические, трансцендентные учения, верования и. т. п.
Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 год: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией»
Классификация В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. Для этой цели более остальных подходит классификация, предложенная В.Т. Лисовским. На основании психолого-педагогических критериев подростковые формирования делятся им на: - просоциальные, - асоциальные - антисоциальные.
Существуют и другие классификации неформальных молодежных объединений, например: По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы: - увлечение современной молодежной музыкой; - устремление к правопорядковой деятельности; - активно занимающиеся определенными видами спорта; - околоспортивные - различные фанаты; - философско-мистические; - защитники окружающей среды. Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур: - романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры). - гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), - криминальные ("гопники", "люберы") - анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Мотивы вступления в неформальные объединения - одиночество - непонимание родителей - стремление к защищенности; - обособленность; - подражание, группирование; - свобода; - эмоциональная насыщенность общения; - стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.
Основные признаки неформалов 1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса; 2) Слабо выраженная внутренняя структура; 3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы; 4) Слабые внутренние связи; 5) Очень сложно выделить лидера; 6) Не имеют программы деятельности; 7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны; 8) Представляют альтернативу государственным структурам; 9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.
Главной функцией любого объединения, будь то самодеятельное движение или контркультурная неформальная группа, является одна - стремление к самореализации, субъектному воплощению (другими словами, чем-то оправдать своё пребывание в этом мире). Функцию самореализации дополняют 3 другие: инструментальная компенсаторная эвристическая