Некоторые греческие храмы, действительно, напоминают большие дворцовые залы. Но ранние храмы больше походят на скромные сокровищницы. Тем более, что в храмах традиционно хранились немалые сокровища. Классический греческий храм формировался на протяжении нескольких веков из формы дворцового зала микенских царей.
Культовая статуя божества с алтарем. 2.Наос (греч. «naos» - корабль) – внутреннее помещение, святилище. 3.Пронаос (греч. «pronaos» - предзал) – открытое помещение перед наосом. 4.Опистодом (греч. «opiste» - находящийся сзади) – помещение за святилищем для хранения реликвий. 5.Стереобат – ступенчатое основание храма. Основные части греческого храма.
Небольшой храм «в антах» почти всегда использовался как сокровищница. Анты (от лат. «ante» - впереди) – выступающие части стен.
Постепенно в храмах увеличивалось число колонн. Сначала появилось четыре колонны с одной стороны. Такой храм называют «простиль».
Затем колонны появились и с другого края стилобата. Такой храм называется «амфипростиль».
Греч. «peripteron» - окруженный колоннами. Наконец, в «классическом периптере» колонны обступили храм со всех сторон.
Таким мы видим Парфенон Так выглядел бы Парфенон, если бы все его линии были строго горизонтальны и вертикальны Так Парфенон построен. Его колонны наклонены внутрь, а горизонтальные линии слегка выгнуты кверху. Часто колонны периптеров специально наклоняли, чтобы создать иллюзию прямых линий.
Самым роскошным храмом был «диптер». Его окружал двойной ряд колонн.
Иногда строили круглые храмы – толосы.
И сегодня в виде толосов строят небольшие павильоны.
Многих художников вдохновлял образ греческого храма. Поль Дельво, «Храм» (1949)