Родительский всеобуч Влияние семьи на формирование ответственного поведения подростка. Презентацию подготовил: учитель 1 квалификационной категории, психолог МОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан Печкова Римма Хадиевна
Занятие 1. «Каково на дому – таково и самому» народная мудрость Задачи: 1. Познакомить родителей с анализом результатов анкетирования учащихся «Я дома», а также анализом рисунков по проективной методике «Дом зверей» и «Если бы наш дом был садом». 2. Выработать правила эффективного общения с ребенком, чтобы уберечь его от вредных привычек.
Этические нормы поведения, выработанные и закреплённые в семье, организация быта, учебной деятельности, формирование чувства долга, взаимопомощи, любви к близким, способствуют ответственному поведению ребенка как в школе, так и вне школы: на улице, в транспорте, общественных местах, с друзьями, взрослыми и т. д.
Анкета для учащихся « Я дома» Вопросы. Ваши взаимоотношения дома. а)хорошие, б) не очень хорошие, в) плохие 2. Любишь ли ты своих родителей? а) очень б)не очень в)нет 3. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? а) да б) временные в)нет 4. Как часто родители проверяют твой дневник? а)часто б) иногда в) не проверяют 5. Интересуются ли родители твоими успехами в школе? а)да б)иногда в)нет 6. Знают ли родители, чем ты занимаешься в свободное время? а) да б) нет 7. Часто ли родители приходят в школу? а) да б) на род. собр. в) нет
О чём говорит рисунок ребёнка? Схема анализа Положение рисунка на листе Контуры фигур Нажим Наличие деталей, соответствующих органам чувств Анализ качества взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений Характер отношений между животными Цветовая гамма
Практическая работа. Правила эффективного общения. Слушая ребенка, нужно дать ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием. О котором он рассказывает. Надо выслушать его, а потом повторить то, что услышали. Для чего? Для того, чтобы ребенок понял, что вы его слушаете; услышав себя как бы со стороны, он лучше осознает свои чувства, а также убеждается, что вы его правильно поняли.
Следите за мимикой., жестами, анализируйте их. Когда слова и мимика не совпадают, отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон говорит не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Поощряйте ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Искренне оценивайте достоинства ребенка и не скупитесь на похвалу. Прежде. Чем критиковать ребенка, признайтесь в своих ошибках. Никогда не говорите с ребенком приказным тоном. Предоставьте ему возможность самому выполнить работу, понять важность порученного дела.
Рефлексия Итак, уважаемые родители, мы поработали с вами над одной из актуальных проблем сегодняшнего дня – о психологическом комфорте в семье, как факторе защиты ребёнка от вредных привычек. Я думаю, работая над правилами эффективного общения, вы ещё раз оценили свои возможности не допустить озлобления, отчуждения детей, наладить более тесный контакт и каждый день дарить доброту души своей. Ведь от этого зависит, каким станет ребёнок, как сложится его судьба, кем он будет.
А теперь мне хотелось бы узнать, что вам понравилось на занятии, что не понравилось, что нового узнали, какие дополнения нужно внести? Ваши пожелания, предложения. Спасибо за участие. Всего доброго.
Литература Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1995 Бриллинг Е. Подросток: бить или любить. М., Дрофа. Плюс., 2005 Матвеева Л., Выбойщиков И., Мякушкин Д. практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М., 1999 Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е.А.Савиной, Е.О.Смирновой, 2003 Тесты, тесты, тесты. / Сост. О.Кулакова. М., 1990