Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья,- Ведь все равно я с вами до конца. Учитель муниципальной Новлянской СОШ Лебедева Евгения Игоревна
А.А.Горенко (Ахматова – литературный псевдоним, взятый в честь прабабушки, татарской княжны Ахматовой) родилась 11 июня 1889 года под Одессой в семье отставного инженера-механика флота. С материнской линии принадлежала к старой дворянской семье. Годовалым ребенком она была перевезена в Царское Село. Там прожила до 16 лет, каждое лето выезжала под Севастополь на море. В 1905 г. семья родителей распалась, и мать с детьми переехала в Евпаторию, оттуда в Киев. В 1907 г. Ахматова поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Семья Горенко: Инна Эразмовна и дети Виктор, Андрей, Анна и Ия
По воспоминаниям Ахматовой, первые свои стихи она написала в 11 лет, но они не сохранились. Первые из ныне известных относятся к 1904 г. В те годы юная поэтесса интересовалась поэзией русского символизма и прежде всего – В.Брюсова. В апреле 1910 г. Аня Горенко становится женой Н.Гумилева, известного в то время поэта. Когда выяснилось, что стихи пишет и его молодая жена, то всерьез к этому поэт отнесся не сразу. Однако скоро стало ясно, что в русской поэзии зазвучал новый талантливый голос. Настоящий поэтический дебют А.Ахматовой состоялся в 1910 г., когда она читала свои стихи друзьям Гумилева.
С 1911 г. А.Ахматова начинает регулярно печататься в петербургских и московских изданиях. В марте 1912 г. выходит в свет первый сборник стихов «Вечер». «Вечер» имел значительный успех, и его малый тираж ( всего 300 экземпляров) разошелся очень быстро. Подлинная известность пришла к поэтессе после выхода в свет сборника стихов «Чётки» ( весна 1914 г.). «Чётки» приобрели большую популярность и до 1923 г. книга переиздавались 8 раз.
В сентябре 1917 г. выходит третья книга стихов «Белая стая». В ней заметное место стали занимать темы, касающиеся не только личных переживаний, но теснейшим образом связанные с событиями войны и приближающейся революции. Революцию 1917 г. А.Ахматова открыто не приняла, хотя мыслей об оставлении Родины у неё не было.
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней. Надменнее и проще нас.
В 1918 – 1923 г.г. поэзия Ахматовой пользовалась большим успехом, её стихи многократно переиздавались, однако в середине 20-х г.г. началось многолетнее молчание, длившееся до середины 30-х г.г. 30-е г.г. оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в её жизни испытаний. Она оказалась свидетелем страшной расправы, которую повел Сталин и его приспешники с собственным народом. Чудовищные репрессии 30-х г.г., обрушившиеся едва ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и её семейный очаг: вначале был арестован и сослан сын, студент Ленинградского университета, а затем и муж – Н.Пунин. А.Ахматова и Н.Пунин
Сама Ахматова жила все эти годы в постоянном ожидании ареста. В глазах властей она была человеком крайне неблагонадежным: женой, хоть и разведенной, Н.Гумилева, расстрелянного в 1921 г., матерью арестованного «заговорщика» Льва Гумилева и, наконец, женой заключенного Н.Пунина. Ахматова не могла не понимать, что её жизнь постоянно висит на волоске, и она с тревогой вслушивалась к любому стуку в дверь. Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и Ахматова действительно не писала, т.е не записывала своих стихов, которые могли стать уликой при допросах и обысках.
Лидия Чуковская в своих «Записках об А.Ахматовой» пишет, с какой осторожностью, шёпотом читала она свои стихи. В своей скорби, мужестве, гордости и творческом гонении Ахматова не была одинока. Такая же судьба выпала на долю и её ближайших друзей: Мандельштама, Пильняка, Булгакова. Известно, что Булгаков в письме к Сталину сравнивал себя с гонимым и затравленным волком. Сравнение себя с затравленным волком появилось и у Ахматовой. Об этом она написала в стихотворении «Вам жить, а мне не очень…»
Зверей стреляют разно, Есть каждому черёд Весьма разнообразный, Но волка – круглый год. Волк любит жить на воле. Но с волком скор расчет: На льду, в лесу и в поле Бьют волка круглый год. Не плачь, о друг единый, Коль летом иль зимой Опять с тропы волчиной Услышишь голос мой.
В 30-е г.г. Ахматова вместо дневника, который вести было невозможно, записывала на разрозненных клочках бумаги отдельные, внешне, казалось бы, не связанные короткие стихотворения, названные ею впоследствии «Черепками». Название этого своеобразного цикла символично – в нем в разрозненном, как бы разбитом виде запечатлелся разворошённый и разрозненный очаг, изломанная судьба. Эта вереница стихотворений – черепков была опубликована лишь в 1989 г.