Размышления о написании 8-го раздела основной образовательной программы ОУ Секция районной конференции 26 января 2011
Причины школьных трудностей биологическиесоциальные
Система индивидуально- коррекционной работы в ОУ Зачем она нужна? (цель) Кто из детей нуждается в такой поддержке? (задачи) В чем может выражаться? (направления) При помощи кого? (чего?) (средства)
Особенности в развитии личности – проявление потенциальных возможностей «Один в поле - не воин» 8 раздел ООП ноо - программа действий всех субъектов образовательного процесса – от администрации до обучающихся и их родителей. Вредоносность неадекватных педагогических действий. Педагогический всеобуч для родителей. Привлечение службы ППМС.
Работа с одаренными детьми Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Концепция одаренности (Второй рабочий вариант РАО) Стратегии учебной работы с одаренными детьми в ОУ: стратегия дифференциации на основе селекции стратегия дифференциации на основе элективной модели стратегия ускорения стратегия обогащения стратегия качественного изменения традиционного материала
Принципы организации образовательного пространства в школе максимальное разнообразие представленных детям возможностей самореализации; возрастание роли внеурочной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; создание условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии взрослых (учителя, родителей); свобода выбора обучающегося (места получения и профиля дополнительного образования, меры помощи в освоении дополнительных программ).
В целом выявлению одаренности любого вида будет способствовать разнообразная жизнь ученика во всех её проявлениях, организованная в образовательном учреждении. Формы осуществления дополнительного образования – занятия (кружковые, факультативные, клубные...), каникулярные сборы, мастер-классы, творческие лаборатории; проектная деятельность в индивидуальном или групповом режиме (с минимальным влиянием педагога на выбор содержания и продукта проекта).
Психолого-педагогический мониторинг наблюдения использования психометрических методик индивидуальных бесед с ребенком независимая экспертиза продуктов деятельности детей анализ продуктов ученического портфолио Зачем?- не для идентификации способностей, а для оказания индивидуальной психолого- педагогической помощи (выявить сильные и слабые стороны в развитии личности)
Выявление интеллектуальной (академической) одаренности Специальные наблюдения высокая учебная мотивация? способность быстро схватывать смысл понятий, принципов? способность задавать интересные вопросы, выдвигать гипотезы, предложить необычные способы действий? способность высказать свое собственное мнение,
Требования ФГОС НОО стимулировать развитие самостоятельности, инициативы, творчества, предоставлять детям возможность совершенствовать свои способности в совместной работе в одноклассниками и с учителем,
Рекомендуемые приемы и методики Соблюдение правил «оценочной безопасности» Формирование у детей эмоциональной грамотности технологии субъект- субъектного взаимодействия в учебной деятельности Рефлексивная деятельность на уроке самих учащихся Помоom детскому творчеству (создание материальных и информационных условий)