общая характеристика
ЦЕЛИ УРОКА : обучающая: дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе), металлическую связь. Физические и химические свойства металлов. развивающая: способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать. Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом. воспитывающая: продолжить формирование диалектико-материалистического учения: подтвердить на примере изучения данной темы причинно- следственную зависимость, развитие от простого к сложному.
ПЛАН УРОКА История открытия. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы. Щелочные металлы – простые вещества. Химические свойства щелочных металлов. Соединения щелочных металлов. Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ Литий открыт шведским химиком И. Арфведсон при анализе минерала петалита. Этот минерал выглядит как самый обыкновенный камень, и поэтому металл назвали литием, от греческого «литос» - камень. Натрий и калий – 1807г. Английский химик и физик Г.Дэви получил их в виде металлов при электролизе расплавленного едкого натра NaOH и едкого кали КОН.
Заполните таблицу: «Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева». НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА СОСТАВ ЯДРА АТОМА ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА СОСТАВ ЯДРА АТОМА ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ ) ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ Li p=+3 n= 4 1)) 0, +1 Na p=+11 n= 12 1))) 0, +1 K p=+19 n= 20 1))) 0, +1 Rb p=+37 n= 48 1)))) 0, +1 Cs p=+ 55 n= 78 1))))) 0, +1
Назовите закономерности в строении атомов щелочных металлов: - Сходство внешнего электронного слоя. - Последовательное изменение атомных радиусов. - Увеличение числа электронных слоев в атоме. - Радиусы атомов увеличиваются от Li к Cs, следовательно увеличиваются и восстановительные свойства металлов от Li к Cs.
Проверь себя (работа с таблицей Д.И. Менделеева) Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *: а) заряд ядра: Li * Rb, Na * Al, Ca * К; б) число электронных слоев: Li * Rb, Na * Al, Ca * К; в) число электронов на внешнем уровне: Li * Rb, Na * Al, Ca * К; г) радиус атома: Li * Rb, Na * Al, Ca * K; д) восстановительные свойства: Li * Rb, Na * Al, Ca * K.
ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ – ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (работа с учебником) Простые Металлы Металлическая М0 – 1 е М+1 Металлическая Серебристо-белые, мягкие, металлический блеск, плотность возрастает от Li к Cs, температура плавления от Li к Cs уменьшается металлыметаллы + Cl 2 хлориды + H 2 гидриды + S сульфиды Li + O 2 оксид Na, K + O 2 пероксид + H 2 O щелочь + Н 2
Проверь себя 1. Составьте уравнения реакций с кислородом: а) лития ________________ ; б) натрия _______________ Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций. 2. Дайте характеристику реакции лития с кислородом: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции _____________ 2) по изменению степеней окисления атомов - _______________ 3) по направлению - _______________________ 4) по тепловому эффекту -____________________ 5) по агрегатному состоянию веществ- ________________
Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса. а) М+ Н 2 _____________ в) М+ С1 2 ___________________ Пример: ___________________ Пример: _________________________ б) М+ S ____________ г) М+ N 2____________________________ Пример: _______________________________ Пример: ___________________________ Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций, расположенных в указанной стрелкой последовательности? а)Li + H 2 O ………………………. …………………………………………… б)Na + H 2 O………………………. …………………………………………… в)К + Н 2 О……………………….. …………………………………………… Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимодействия щелочных металлов с водой ……………………….. Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование. ……………………… Проверь себя (самостоятельная работа )
Соединения щелочных металлов Оксиды щелочных металлов Тип и класс веществ Физические свойства Химические свойства общая формула: М2О основной оксид твердые кристаллические вещества 1)М2О + Н2О= ; 2) М2О + кисл.окс= 3) М2О + к-та =; 4)М2О + амфот.окс= 5) М2О + амфот. гидроксид=
Соединения щелочных металлов гидроксиды щелочных металлов Тип и класс веществ Физические свойства Химические свойства общая формула: МОН щелочи LiOHNaOHKOHRbOHCsOH Щелочные св-ва усиливаются твердые кристаллические вещества, с ионной кристаллической решеткой 1)МОН + соль = ; 2) МОН + кисл.окс = 3)МОН + к-та =; 4)МОН + амфот.окс = 5) МОН + амфотерный гидроксид =
Проверь себя (работа в группах) Составьте генетический ряд, отразив взаимопревращение разных форм одного химического элемента на примере щелочного металла.
Горение натрия Горение лития Распознавание ионов щелочных металлов по окраске пламени
ПРИРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ (РАБОТА В ГРУППАХ). Заполните таблицу. Отметьте в таблице области применения указанных в ней соединений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одной из областей применения поваренной соли: ПРИМЕНЕНИЕNaOHконNa 2 CO 3 10H 2 O NaHCO 3 К 2 С0 3 Na 2 SO 4 10H 2 O Очистка нефтепродуктов КУГМЮД Сельское хозяйство X3СФОА Получение мыла НСЕЛРЫ Текстильная промышлен ВУГXДЭ Изготовление бумаги ИШРАЖЧ Производство стекла ЖТОФВА Пищевая промышлен ГЫУНСУ МедицинаЛXМИЯЕ консервирование
§ 11. упр. 5 (задача). Написать уравнения реакций с помощью которых можно осуществить два любых превращения из составленных учащимися на уроке. Домашнее задание: