Класс Однодольные Автор: Ковтун Т.П., учитель биологии ОУВК 84
Укажи признаки Однодольных 1. Число семядолей в зародыше семени: а) две а) две б) одна б) одна 2. Корневая система: а) мочковатая а) мочковатая б) стержневая б) стержневая 3. Жилкование листьев: а) сетчатое а) сетчатое б) параллельное б) параллельное в) дуговое в) дуговое 4. Тип листьев: а) только простые а) только простые б) простые и сложные б) простые и сложные 5. Камбий: а) есть а) есть б) нет б) нет 6. Цветок: а) 4-5-членный а) 4-5-членный б) 3-членный. б) 3-членный. 7. Жизненная форма: а) только травы а) только травы б) деревья, кусты, травы б) деревья, кусты, травы
Проверка: признаки Однодольных 1. Число семядолей в зародыше семени: а) две а) две б) одна б) одна 2. Корневая система: а) мочковатая а) мочковатая б) стержневая б) стержневая 3. Жилкование листьев: а) сетчатое а) сетчатое б) параллельное б) параллельное в) дуговое в) дуговое 4. Тип листьев: а) только простые а) только простые б) простые и сложные б) простые и сложные 5. Камбий: а) есть а) есть б) нет б) нет 6. Цветок: а) 4-5-членный а) 4-5-членный б) 3-членный. б) 3-членный. 7. Жизненная форма: а) только травы а) только травы б) деревья, кусты, травы б) деревья, кусты, травы
Работа в группах 1. Анатомы: Злаковые 2. Дикорастущие злаковые. Значение злаковых 3. Селекционеры 4. Анатомы: Лилейные 5. Медики 6. Цветоводы 7. Экологи Индивидуальное задание: Литераторы
Группа 1. Семейство Злаковые 1. Стебель – соломина, рост вставочный. 2. Листья длинные, без черешков (сидячие), часто влагалищные, с параллельным жилкованием. 3. Цветки мелкие, опыление ветром или самоопыление. 4. Плод – зерновка. 5. Соцветие – колос, образующий сложные соцветия. Сложный колос (пшеница, ячмень). Сложный колос (пшеница, ячмень). Метёлка (овёс, ковыль, просо, рис). Метёлка (овёс, ковыль, просо, рис). Початок (у кукурузы соцветие пестичных цветков). Початок (у кукурузы соцветие пестичных цветков). Султан (тимофеевка). Султан (тимофеевка). 6. Жизненные формы: травянистые растения; травянистые растения; древовидная трава (бамбук). древовидная трава (бамбук).
Группа: Анатомы (Злаковые) Формула цветка: О 2+2 Т 3 П 1
Значение Злаковых Растения разделяют на группы: главные хлебные культуры (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис, просо, сорго); главные хлебные культуры (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис, просо, сорго); кормовые культуры (тимофеевка, ежа, костер, мятлик, лисохвост, овсяница, райграс); кормовые культуры (тимофеевка, ежа, костер, мятлик, лисохвост, овсяница, райграс); сорные культуры (пырей ползучий). сорные культуры (пырей ползучий). Группа 2. Дикорастущие злаковые. Значение злаковых БАМБУК Дикорастущие Злаковые: 1 мятлик обыкновенный, 2 ежа сборная, 3 овсяница высокая, 4 тростник обыкновенный, 5 лисохвост луговой, 6 овес посевной.
Группа 3: Селекционеры Овес Рис
Н.И.Вавилов Создал учение о центрах происхождения культурных растений Создал учение о центрах происхождения культурных растений (всего 7 центров)
Группа 4. Анатомы: Лилейные Многолетние травы с корневищами, луковицами или клубнелуковицами. Многолетние травы с корневищами, луковицами или клубнелуковицами. Листья сидячие или черешковые, простые Листья сидячие или черешковые, простые Цветки с простым околоцветником из 6 лепестков, 6 тычинками и 1 пестиком Цветки с простым околоцветником из 6 лепестков, 6 тычинками и 1 пестиком Цветки одиночные (тюльпан) или соцветие кисть (ландыш) Цветки одиночные (тюльпан) или соцветие кисть (ландыш) Плод – коробочка или ягода Плод – коробочка или ягода
Строение цветка Лилейных. Околоцветник 6 лепестков (2 круга) Тычинки 6 (2 круга); Пестик 1. 1 П 3+3 Т О
Группа 5. Медики
Группа 6. Цветоводы
Группа 7. Экологи
Литераторы А. А. Иванов. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» Караваджо. «Нарцисс» А. А. Иванов. «Аполлон, Гиацинт и Кипарис»
7. а) декоративныеландыш лилия б) пищевыебезвременник пшеница в) лекарственныетюльпан рис г) редкиешафран лук 1.Б 2.А 3.А 4.Б 5.А 6.Б 8. Ошибки: 1. У лилий и тюльпанов по 6 лепестков. 2. Нарциссы не относятся к Лилейным. 9. Пшеница 10. Подсолнечник
Если вы набрали 12 баллов - составьте благодарственное письмо любому злаку от имени человека. Если набрали 8 баллов - придумайте рекламу любому злаку или лилейному. Если набрали меньше баллов, то, к сожалению, вы плохо усвоили тему, поэтому повторите §41 и 43, ответьте на вопросы после §.