СПБАУЭ, 2010
Лекция 4
Лектор – Фоченкова Мария Яковлевна доцент Кафедры гуманитарных и социальных наук
Восток и Запад как социокультурные миры Социокультурный мир - исторически возникший тип культуры, особенности которого обусловлены специфическими для него представлениями о мироздании, человеке, условиях его бытия и связанными с этими представлениями формами общественной жизни. Основные типы: Исторические типы культуры Региональные культуры
Запад есть запад, Восток есть восток, Не встретиться им никогда. Лишь у подножья Престола Божья В день страшного суда. Редьярд Киплинг
« «Мысли мудрой быстрым током Свяжем Запад мы с Востоком». Иоганн Гете
Восточная культура Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций, прежде всего: Ближний Восток, Индия, Китай и Япония с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э лет. «Восток» в широком смысле слова, стал колыбелью мировой цивилизации и человеческой культуры
Социокультурные особенности Восточной культуры ХарактеристикаОснова Стремление к консервативной стабильности Азиатский способ производства, т.е. первичность – собственности государственного сектора и вторичность частнособственного сектора
Социокультурные особенности культур западного типа ХарактеристикаОснова Стремление к консервативной стабильности Азиатский способ производства, т.е. первичность – собственности государственного сектора и вторичность частнособственного сектора
Западная культура классическая эллинская культура; эллинистически-римская ступень; романо-германская культура христианского средневековья; новоевропейская культура.
ВостокЗапад Устойчивость, преемственность цивилизации Запад движется вперед как бы рывками Консерватизм, традиционализм Модернизм, либерализм, социальная мобильность Основы цивилизации оставались незыблемыми Стремление к прогрессу
"Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности". Конфуций
Отношение к природе ВостокЗапад Мир - единое целое, и человек не господин, а лишь одна из составных частей Человек - венец творения цель человека - пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе природы, стремление быть с природой в гармонии, познавая основные ее законы Природу необходимо одолеть, победить, поставить себе на службу созерцательностьутилитарность природоцентризмантропоцентризм
Отношение к религии ВостокЗапад Буддизм Христианство Конфуцианство даосизм синтоизм индуизм ислам
БУДДИЗМ КОНФУЦИАНСТВОСИНТОИЗМ
Религии Востока Боги не властвуют над природой, а являются ее частью и находятся в зависимости от нее. Религия – это пути самосовершенствова ния, а через них и совершенствования окружающего мира. Представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле фатализм - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы
"Богов я почитаю, но держусь от них подальше " Конфуций
Бог имманентен, то есть растворяется в окружающем нас мире Бог трансцендентен, то есть находится за пределами сознания и познания верующий открывает Бога внутри себя Religio – путь к Богу: необходимость восхождения человека к божественному мир безначальный и, соответственно, бесконечный мир сотворен во времени, он постоянно эволюционирует
ВостокЗапад Неразделенность в человеке духа и плоти Оппозиция духа и плоти Человек ищет Срединный Путь гармонии Поиск крайних путей
НАУКА и ФИЛОСОФИЯ ВосточнаяЗападная Наука ищет тождества, единства природы и человека, природы и культуры. Наука направлена на преобразование природы. Истинное знание в мыслится невыразимым в словах Философия проникнута стремлением мыслителей постичь и сформулировать истину П ознание - средство нравственного совершенствования П ознание и нравственность разделены антисциентизмсциентизм
«Старая сосна проповедует мудрость И дикая птица выкрикивает истину»
Запад УчительОратор
Менталитет и жизненная позиция западной и восточной личности ВосточныйЗападный представлен интроверсией, обращенностью вовнутрь представляет собой экстраверсию, то есть обращенность вовне. созерцательный, «у-вэй» деятельный тип поведения, направленный вовне к оллективизм, не-Я индивидуализм
ВОСТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ СВОБОДЫ Полностью отсутствует понятие личной свободы. Восточный человек не свободен, а обязан.
Искусство и ЭСТЕТИКА «Для восточных людей с древности существует лишь одна красота; поэты и прозаики из поколения в поколение лишь излагают ее по-разному» «П одлинное искусство …. находит себе дорогу так же естественно, как вырастают деревья и травы, распускаются цветы… » Д. Танидзаки
Восточному искусству свойственна высокая степень условности А.Хирасигэ Возвышенность Суванолаи в Ниппори.
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагава
И. Айвазовский. Девятый вал
Театр
Специфический синтез живописи, графики, поэзии и каллиграфии - традиционное дальневосточное «искусство кисти»
ПОЭЗИЯ Белотканых рукавов разлуку Оплакивает роса, И пронизывает душу Осеннего ветра порыв! Фудзиваре-но Тэйка,13в.
Современная парадигма «Восток-Запад»
"Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран свободно веял у моего порога, но я не хочу, чтобы он сбил меня с ног". М.К. Ганди