Материалы к урокам литературы в 11 классе. 1. Работа над романом 2. Время и место действия в романе 3. Автобиографичность произведения 4. Символический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роман Белая гвардия "Белая гвардия - путь твой высок …"
Advertisements

сопоставление « мысли семейной » в романе Л. Н. Толстого « Война и мир » и романе М. А. Булгакова « Белая гвардия ».
Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. М.Булгаков.
Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного.
В 1925 году в журнале «Россия» были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова "Белая гвардия", которые сразу же привлекли внимание.
Нравственный выбор героев романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» Миронова О.А.
1 Вы все будете жить! Методическая разработка урока русской литературы в 10 классе Методическая разработка урока русской литературы в 10 классе.
Подготовила ученица 11-4 класса ГБОУ СОШ 2000 Захарова Анастасия Сергеевна Научный руководитель : Павлова Елена Валерьевна Москва, 2013 год.
Работу выполнила Ученица 6 класса МОУ Покровской ООШ Цивильковой Елены.
Валентин Петрович Катаев. Цели урока: -обобщить знания детей о творчестве В. Катаева, -пробудить интерес к творчеству писателя, -воспитывать трудолюбие,
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Концепт Дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»
Обзор литературы. «Они прошли по этой жизни просто, в подкованных пудовых сапогах» С. Орлов.
Православная книга в школе.
Лучше всех на земле – мама! День матери России – 29 ноября.
Анто́н Па́влович Че́хов (1860, Таганрог, 1904, Баденвайлер) русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Стихи о Великой Отечественной войне. Песни, созданные на стихи поэтов и их популярность в годы войны и после неё.
Образ Дома в романе М.Булгакова «Белая гвардия» Урок-размышление.
Работа выполнена Кривошеевой Галиной Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Моздока.
Транксрипт:

Материалы к урокам литературы в 11 классе

1. Работа над романом 2. Время и место действия в романе 3. Автобиографичность произведения 4. Символический смысл начала романа 5. Особенности концовки 6. Эпиграфы к роману 7. Проблематика романа 8. Тематика романа 9. Нравственные ценности в романе 10. Отрицательные герои 11. Образ дома 12. От романа к пьесе Работа над романом Время и место действия в романе Автобиографичность произведения Символический смысл начала романа Особенности концовки Эпиграфы к роману Проблематика романа Тематика романа Нравственные ценности в романе Отрицательные герои Образ дома От романа к пьесе

Дом в Москве, где Булгаков жил с 1921 по 1924 годы Над романом писатель начал работать в годах. Автор, согласно воспоминаниям современников, намеревался создать трилогию о Гражданской войне, но замысел не был реализован : написана только I часть трилогии « Белая гвардия » Произведение было закончено в 1924 году, а полностью опубликовано в Париже в 1927 – 1929 годы, в Москве – в 1968 году.

Киев начала XX века Роман охватывает период с декабря 1918 года по февраль 1919, показаны драматические события в Киеве. В момент, избранный Булгаковым для изображения, в городе были немцы с гетманом и белыми отрядами, на Киев наступали мужицкие массы во главе с Петлюрой, на севере – пребывали большевики, а на Дону – Деникин. Писатель не охватывал всей панорамы исторических событий : действие было сосредоточено в городе и на подступах к нему.

Киев. Андреевский спуск, 13 В основе романа – личные впечатления писателя о событиях, происходящих на Украине в 1918 – 1919 годах. Октябрьская революция застала Михаила Афанасьевича в Вязьме. Только в феврале 1918 года Булгакову удалось освободиться от службы врача и вернуться в Киев, в тот самый дом на Андреевском спуске ( в романе Алексеевский ), где по - прежнему жили его мать, сёстры и младшие братья. Алексей Турбин, один из главных героев романа, молодой врач, в котором нетрудно узнать самого Булгакова, также « после тяжких походов, службы и бед » вернулся на Украину.

Братья М. Булгакова Коля Ваня За полтора с небольшим года, проведённые Булгаковым в Киеве, шесть или семь раз в городе менялась власть. Большевики, петлюровцы, немцы с гетманом, вновь петлюровцы, опять большевики, деникинцы … Каждая смена власти сопровождалась кровопролитием. Нередко трупы убитых валялись вблизи булгаковского дома. Младшие братья Михаила, Николай и Иван, оба юнкера военных училищ, участвовали в боях, и однажды Николай лишь чудом избежал расстрела ( в романе Николка – тоже младший брат ).

Мобилизация… В декабре 1918 года Булгаков как врач был мобилизован в гетманскую армию и сутки в ней прослужил. Как свидетельствует первый биограф М. А. Булгакова П. С. Попов, 14 декабря писатель был на улицах Киева и пережил близкое тому, о чём пишет в романе. Что же случилось с ним в этот день ? То же, что и с Алексеем Турбиным, только ранен он не был. И Юлии Рейсс не было.

Известно, что в молодости М. Булгаков был бескомпромиссным монархистом. Спустя два десятилетия в письме к правительству писатель выделит важную черту своего мировоззрения : « глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции …». Монархия для Булгакова – символ сравнительно благополучного прошлого, разрушенного революцией, принесшей жестокость и человеческие страдания.

Алексей Турбин: «Я, к сожалению, не социалист, а… монархист»». Виктор Мышлаевский: «На Руси возможно только одно: вера православная, власть самодержавная!»

С одной стороны, М. Булгаков – материалист, врач, с другой – воспитан как верующий человек. Эти особенности мирочувствия воплотились прежде всего в главном герое романа Алексее Турбине. М.А. Булгаков Алексей Турбин

В.М. БулгаковаЕлена Турбина Елена – сестра Алексея. Прототипом героини была не младшая сестра писателя Леля ( Елена ), а Варвара Булгакова, их мать : в романе указан её возраст, кроме того, Елена Турбина, как и она, выходит замуж за офицера.

В доме Турбиных – уютно, тепло, забота друг о друге, высокая культура и духовность. Атмосфера дома Турбиных напоминает ту, которая царила в семье Булгаковых. После смерти мужа ( отца писателя ) Варвара Михайловна воспитывала семерых детей и заботилась об их образовании. В доме Булгаковых господствовали интеллектуальные интересы : все увлекались литературой, поэзией, театром, много читали. Сестра писателя Надежда Афанасьевна вспоминала : « Мы все очень дружны … Семья воспитала в нас чувство дружбы и долга, научила работать, научила сочувствию, научила ценить человека ». Мать Турбиных, Анна Владимировна, умирая, завещала детям : « Дружно … живите ».

Членов семьи Турбиных мы постоянно видим с книгой в руках : Алексей читает « Бесов » Достоевского, Елена увлечена Буниным, на книжных полках стоят томики Пушкина, Толстого и других классиков.

Симон Петлюра Петлюровская вольница в романе изображена страшной в своей стихийной, разнузданной жестокости. Писатель социологически точен в изображении массовых движений в Гражданской войне. Петлюра – « просто миф, порождённый на Украине в тумане страшного восемнадцатого года ». Петлюра оставил кровавые следы в Городе. Мы видим трупы офицеров с выколотыми глазами и вырезанными погонами на плечах, труп замученного еврея у Цепного моста, груды трупов в анатомическом театре, где Николка Турбин ищет тело Най - Турса. Тысячи жертв подтверждают реальность насилия со стороны обуреваемой стихийной ненавистью массы. « Заплатит ли кто - нибудь за кровь ? – спрашивает автор и тут же отвечает : « Нет. Никто.»

Марс – звезда войныВенера – звезда любви Роман начинается торжественно - эпическим описанием, глобально охватывающим события во времени и пространстве : « Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды : звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс ».

Св. Владимир над Днепром Венера – звезда любви, Марс – звезда войны. Венера беззащитна перед Марсом. В финале романа он становится « пятиконечным », как звезда на шинели у часового на посту у бронепоезда « Пролетарий ». Как бы подчиняясь ему, « играет » в небе « красноватая Венера ». Игра звёзд на небе предсказывает победу красных. Недаром часовой, когда ему совсем невмоготу от холода, поднимает голубые глаза к небу и видит : всё небо усеяно пятиконечными Марсами. « Всё пройдёт, - утверждается в финале « Белой гвардии » - страдания, муки, голод и мор … Меч исчезнет, а вот звёзды останутся …». Роман, начинавшийся с библейской интонации, завершается обращением к мудрым библейским текстам.

« Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл – сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло ; « Ну, барин, - закричал ямщик, - беда : буран !» « Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл – сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло ; « Ну, барин, - закричал ямщик, - беда : буран !» А. С. Пушкин « Капитанская дочка » « И судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ». « И судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ». Апокалипсис. Откровение святого Иоанна Богослова

Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва название последней книги Нового Завета ( в Библии ). Часто также упоминается как Апока́липсис ( редк. Апока́липс, с прописной буквы, от греч. π οκάλυψις раскрытие, откровение ). В книге Откровения описываются c обытия, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами ( огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов ), поэтому слово « апокалипсис » часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. От этого слова образовались термины апокалиптика и постапокалиптика, обозначающие жанры научной фантастики, в которых действия развиваются в мире во время или после какой - либо глобальной катастрофы, соответственно. Книга описывает также само Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.

Четырежды в романе встречаются цитаты из Апокалипсиса. « Апокалипсическая » тема становится стержневой. Когда А. Турбин, ища утешения после смерти матери, приходит к священнику, отец Александр читает : « Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод : и сделалась кровь » (16:4). Это пророчество не раз вспоминается, когда рисуются картины диких зверств петлюровцев. Булгаков и в конце романа цитирует Апокалипсис. Превращение креста в руках Святого Владимира на Владимирской горке в меч – тоже образ из Откровения Иоанна Богослова. Сияющий меч исходит из уст того, кто пришёл вершить Страшный суд. ( См.: 2:12, 19:15). Старик - лирник на площади Города поёт песню о Страшном суде. Елена Турбина читает рассказ Бунина « Господин из Сан - Франциско ».

Христианский контекст углубляет содержание романа. То, что совершается в « год по рождестве Христовом 1918» в « Белой гвардии », имеет отношение не только к России. Это и русский « буран », и « буран » в мировом масштабе. В романе Булгаков заявил себя приверженцем традиций Пушкина и Толстого, недаром первый эпиграф взят из « Капитанской дочки » - мудрой пушкинской повести, показавшей родную историю ы буранный её час. « Буран » - это мужицкая революция. « Кровавый вихрь, пронёсшийся над Городом, - это неизбежное народное возмездие за долгое равнодушие сытых к мужицкой боли и беде » ( В. Лакшин ) Для Турбиных, как и для всего русского дворянства, « всё исчезнет ». В романе развивается пушкинская тема « заблудившихся » во времени Турбиных.

« Белая гвардия » - книга о вечности, ибо « жизнь нельзя остановить », книга о молодости, попавшей в огонь истории и выстоявшей (« молодость в огне живёт »). Несколько важнейших проблем подлежали осмыслению : Россия и рухнувшая монархия, Россия и революция, Россия и Украина, религия, российское общество в революции и Гражданской войне, в частности судьба русской интеллигенции и русской культуры.

Главная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства. М. А. Булгаков в этом романе через судьбу семьи Турбиных показал нам трагизм и ужас братоубийственной войны.

В семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность : « бронзовые часы, играющие гавот … бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным шоколадом …» Русская литература присутствует в романе как полноправный герой. В доме Турбиных, « несмотря на пушки », крахмальная и белоснежная скатерть. « Полы лоснятся, и в декабре … На столе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни », - пишет Булгаков. Здесь женщине покоряются как богине, а честь – в верности не только царю, белому знамени, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми.

Привыкшие считать интеллигенцию солью земли, Турбины боятся революции, потому что страшатся разрушения культуры, семьи, быта, того, что « потухнет огонь в бронзовой лампе », а « Капитанскую дочку » сожгут в печи.

Старший в семье Турбиных, 28- летний врач. Бритый и светловолосый. Постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года. Один из заблудившихся в революционной метели. В первых главах – убеждённый монархист и белогвардеец, считает долгом защитить Город от петлюровцев ( доброволец дружины – доктор ). В конце романа – смертельно раненный испытывает крушение веры : « Надо устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь, а не воевать, заливая кровью родную землю » Именно этому герою снится вещий сон ( часть I глава 5).

Младший в семье Турбиных. Голубые глаза. Длинный птичий нос. Вихор. Командуя юнкерами, испытывает гордость, « что он, оказывается, храбрый ». « В бою, знаете ли, приятно помереть » ( часть 2, глава 11). Вспомним пушкинского Гринёва, Петю Ростова из романа - эпопеи « Война и мир ». Человек чести : поведение в бою, желание отдать долг умершему Най - Турсу. « Честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете ».

Рыжеватая голова, « золотая Елена », « красавица Елена ». Взгляд – мягкий, тревожный. Стрелки на лице Елены – печальные складки. Елена Турбина – хранительница семейного очага и семейных традиций. Излучает любовь, свет, добро. Несёт религиозное начало : молитва Богородице о спасении Алексея. Трагедия – в предательстве мужа.

Мышлаевский Бывший студент, поручик. Громадные плечи, « голова … была очень красива странной и печальной, и привлекательной красотой давней, настоящей породы и вырождения », смелые глаза, гордые губы, « один уголок рта приспущен печально », « лицо в пятнах от водки и бешеной усталости ». Карась ( Степанов ) Бывший студент, подпоручик, артиллерист. « Маленький, укладистый и действительно очень похожий на карася ».

Шервинский Бывший лейб - гвардии уланского полка поручик, ныне адъютант в штабе князя Белорукова. « наглые глаза », « маленький », великолепный голос (« Всё вздор на свете, кроме такого голоса, как у Шервинского »). Лариосик « Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной », кожа на лице « старенькая, серенькая », зубы кривые и жёлтые.

Н. Шинкаренко прототип Най - Турса Най - Турс : боевой армейский гусар, полковник. Спасает юнкеров ценой своей жизни. « Умер как герой ». Николка Турбин отыскивает в анатомическом театре тело умершего командира и помогает достойно похоронить его. Малышев : кадровый офицер, « на свою совесть беру и ответственность всё !... всё !», « Своих я всех спас. На убой не послал ! На позор не послал !»

Автор заставляет думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. « Всё пройдёт, меч исчезнет, а вот звёзды останутся …» Звёзды – это вечность жизни, вечные нравственные ценности : добро, книги, семья, дом, любовь. Любовь победит всё, любовь есть жизнь. ( Алексей Турбин – Юлия Рейсс, Николка – сестра Най - Турса, Елена – Шервинский ). Музыка – тоже одна из незыблемых ценностей.

Муж Елены Турбиной : « двухслойные глаза », « двухэтажные глаза », « вечно патентованная улыбка », « поджарая фигура … как автомат », « вежливо и заискивающе улыбаясь » разговаривает с германским лейтенантом. Автор презирает его за беспринципность, слабодушие, предательство : « Чёртова кукла, лишённая малейшего понятия о чести !» Тальберг – это « цвет » белой армии, он окончил военную академию. Тем горше разочарование в нём. Расчётливый, циничный Тальберг не обременён понятием о чести : он высматривает, на чьей стороне сила, и делает карьеру наверняка. Ему неплохо при любой власти. Убегающий Тальберг – позор, бесчестье и бесславие белой гвардии.

Хочет пересидеть смутное время, закрывшись от него на щеколду, домовладелец Лисович ( его называют женским именем Василиса ) – « инженер и трус, буржуа и несимпатичный ». Он считает и прячет купоны, затаившись в тишине за ставнями. Всё, что происходит вокруг, его не касается, только бы пережить бурю. Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по отношению к тем, у кого не обнаруживает ни чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Лисовича лишением « сокровищ »

Дом для Турбиных – место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. В нём создана обстановка доверия и любви, простоты в общении и взаимного уважения. Образ дома создаётся на противопоставлении остальному внешнему миру ( внешний мир – буря, буран, метель, а дом – воплощение прочности, надёжности жизни ). Вещи в доме не материальные ценности, а особые знаки привычного бытия, надежды, защищённости : книги, синий сервиз, абажур. « Никогда, никогда не сдёргивайте абажур с лампы ! Абажур священен. Никогда не убегайте крысиной побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга, - ждите, пока к вам придут ».

Покою, радости и чувству защищённости турбинского Дома противопоставляется умерший, опустелый дом – гимназия. Он становится символом войны, гибели. Там мёртвый покой, « полнейший и угрюмейший покой ». Там жгут в печах книги, чтобы согреться, жгут парты ( часть I глава 6). В сцене в гимназии действие романа достигает наибольшего драматизма.

В апреле 1925 года Булгаков получил предложение инсценировать роман « Белая гвардия » для Художественного театра. К сбору трупы – 15 августа – автор представил пьесу. Это была инсценировка, сохранявшая в неприкосновенности основные события романа и его героев. В ходе многочисленных переделок, которые автор предпринимал и по собственной инициативе, и по инициативе театра, из 16 картин в пьесе, получившей название « Дни Турбиных », было оставлено только 7. Роман « Белая гвардия » охватывает период с декабря 1918 года по февраль 1919 года. События, отобранные для пьесы « Дни Турбиных », по продолжительности совпадают с романными : первое, второе и третье действия происходят зимой 1918 года, четвёртое действие – в начале 1919 года. Но в сценическом варианте этот срок сжимается примерно до трёх суток, а точнее сказать, до трёх вечеров и одного утра, что соответствует четырём действиям драмы.

Пьеса сохранила признаки исторической хроники, но её композиционным центром стал дом Турбиных. В центре системы персонажей в « Днях Турбиных » оказались, в отличие от романа, не молодые Турбины, а три белогвардейских офицера : Алексей Турбин, Мышлаевский и Студзинский, олицетворяющие три возможных для офицера пути в условиях революции : гибель, освобождающую от выбора, шаг навстречу большевикам и третью дорогу, ведущую в тупик. Выбирающий её Студзинский из эпизодического персонажа становится одним из главных действующих лиц.

В пьесе, в отличие от романа, звучит идея обречённости старого мира вообще и белогвардейского движения в первую очередь. У персонажей появляется уверенность в неизбежности рождения « новой России ». Лучшие представители белой гвардии признают историческую правоту большевиков. Поэтому не кажется странной точка зрения Сталина по поводу того, что « Дни Турбиных » « дают больше пользы, чем вреда », оставляя у зрителя впечатление, « благоприятное для большевиков »: « если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие … значит, большевики непобедимы ». Но « просоветский » идеологический план, столь прямо обозначенный в пьесе, смягчается её особой жанровой природой : постоянная корректировка идеологического начала вторжением лирического и комического.

В пьесе « Дни Турбиных » Булгаков, обратившись к изображению « русской усобицы », сумел подняться над настроением классовой розни и утвердить идею человечности, самоценности жизни, непреложности традиционных нравственных ценностей. Наследуя завоевания чеховской драматургии, Булгаков создал оригинальное в жанровом отношении произведение, соединившее историческую хронику с психологической драмой, органично включившей в себя трагикомическое начало.

I. Источники : а ) И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина « Открытый урок по литературе » Пособие для учителей Москва « Московский Лицей » 2001 б ) Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие Москва « ВАКО » 2002 II. Автор - составитель презентации – учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 518 Вахтурова М. Н.