1.Борьба с неграмотностью. 2.Власть и интеллигенция. 3.Партия и духовная жизнь. 4.Государство и церковь. 5.«Новое искусство». План урока.
Выделите выделите основные тенденции развития духовной жизни советского общества в 20-е гг? Задание на урок.
Ленин одной из главных задач построения социализ- ма в стране считал борьбу с неграмотностью. В 1918 г.было утверждено «Положение о единой тру- довой школе РСФСР»-школа провозглашалась бес платной, она управлялась на основе самоуправле- ния, поощрялось педагогическое новаторство, ува- жение к личности ребенка.Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону-отменялись уроки, парты, домашние задания,отметки и т.д. 1.Борьба с неграмотностью. Курсы Ликбеза.
При поступлении в ВУЗы преимуществом пользо- валась беднота.Для того чтобы рабочие и колхоз- ники могли учиться в ВУЗах при них создава- лись рабочие факульте- ты.Государство обеспе- чивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. В 1919г.совнарком принял декрет о борьбе с безгра- мотностью.Все люди воз- расте от 8 до 50 лет долж ны были обучиться гра- моте на родном, или рус ском языке,для этого по всей стране были созда- ны специальные школы. 1.Борьба с неграмотностью. Б.Иогансон. Рабфак идет!
В истории русской культу- ры революция приш- лась на расцвет «сереб- рянного века».Многие мастера культуры ценя свободу творчества ока- зались за границей.М Го рький уехал в Италию, И. Бунин, А.Куприн, Ф. Шаляпин и др.-во Фран- цию.Часть деятелей ку- льтуры осталась в стра- не но ушла в глухую оп- позицию(А.Ахматова,М. Булгаков,М.Волошин и др.).В тоже время В.Мая ковский,А.Блок, Б.Кусто диев К.Петров-Водкин и др.восприняли идеи ре- волюции. 2.Власть и интеллигенция. Академик И.Павлов
Большевики стремились привлечь к сотрудничес- тву знаменитых ученых, т.к. От их деятельности зависела обороноспособ- ность страны. Этим лю- дям создавались условия для нормальной жизни и исследований.Многие ученые считали,что рабо тать надо на благо Роди- ны и поэтому не разделя- ли идеологию большеви- ков.В 20-е гг.продолжи- лась научная деятель- ность И.Павлова Н.Жу- ковского,К.Циолковско- го,Н.Зелинского,И. Ми- чурина В. Вернадского и др. 2.Власть и интеллигенция. К.Циолковский
После Кронштадтского мя- тежа большевики усили- ли контроль над духов- ной сферой жизни обще- ства.В августе 1921 г.бы - ла «разоблачена» Пет- роградская боевая орга- низация.По обвинению в принадлежности к ней были расстрелянв Н.Гу- милев,М.Тихвинский и др.деятели науки и куль- туры.В 1922 г.из страны выдворили 160 ученых- Н.Бердяева,С.Булгакова, А.Кизеветтера,П.Сороки на и др. 3.Партия и духовная жизнь. Н.Бердяев
В 1922г.был учрежден Глав лит, осуществлявший цензуруза всей печатной продукцией.В 1923 г.соз- дается Главрепетком с теми же функциями.Но до 1925 г. В культуре сох ранялась относительная духовная свобода. Пар- тийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии.С возвышением Сталина ситуация изме- нилась-началась идеоло- гизация художественно- го творчества. 3.Партия и духовная жизнь. Партийная цензура.
Борьба с религией была вызвана аттеистически- ми воззрениями партий- ных лидеров и стремле- нием убрать конкурента из духовной сферы.В н г.школа была отде- лена от церкви, а цер - ковь -от государства.На- чалось цакрытие храмов и монастырей и конфис- кация их имущества.В к г.Ленин восстано- вил патриаршество,но Тихон занял антисоветс- кую позицию,что обост- рило отношения церкви и государства. 4.Государство и церковь. Патриарх Тихон
В 1922 г.-имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом.Это привело к выступлени- ям верующих.В ответ власть перешла в наступле- ние.Весной 1922 г.в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены,а Тихон посажен в тюрьму.В 1925 г. После смерти Тихона выборы патриарха были запрещены.Петр,взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки. 4.Государство и церковь. Взрыв Храма Христа Спасителя
В 20-е г.в начала складываться «пролетерская куль- тура».Пролеткульт охватил ок человек и ставил задачу сформировать новую культуру. В 1920 г.возникает Театр рабочей молодежи(С.Эйзен штейн,И.Пырьев,М.Штраух,Э.Гарин).В 1925г.-соз- дается Российская ассоциация пролетарских писа- телей.Ей передали ряд цензорских функций.Поя- вилась плеяда талантивых писателей-М.Шолохов, К.Тренев,И.Бабель и др.В живописи на первый план вышло искусство агитационного плаката (В. Дени,Д.Моор) 5.«Новое искусство». С.Эйзенштейн, И.Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин.
Ассоциация художников революционной России ста- вила задачу отображения «революционных буд- ней».Студия М.Грекова работает над военной тема тикой,А.Герасимов,И.Бродский-уделяли внимание «будням великих строек».И.Шадр,А.Матвеев тво- рили в жанре революционной романтики.В.Татлин спроектировав«Башню III Интернационала», зало- жил основы современного индустриального дизай- на. 5.«Новое искусство». Д.Шостакович, В.Маяковский, В.Мейерхольд работают над пьесой «Клоп».