Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы Кафедра методики преподавания ИЯ и второго ИЯ Технологии и методики обучения иностранным языкам ТЕМА: Технологии и методики построения современного урока иностранного языка Кандидат педагогических наук, доцент Киреева З.Р.
План 1.Методическое содержание урока иностранного языка. 2.Типология уроков иностранного языка. 3.Структура урока иностранного языка. 4.Значение планирования и требования, предъявляемые к учителю при планировании образовательного процесса. 5.Виды планов: календарный, тематический, поурочный.
Литература Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, Иванова Т.В., Киреева З.Р., Сухова И.А. Технологии и методики обучения иностран- ному языку: учеб. пособие для студентов направления «Филологическое образо- вание». Часть I. – Уфа: Изд-во БГПУ, Иванова Т.В., Киреева З.Р., Сухова И.А. Технологии и методики обучения иностран- ному языку: учеб. пособие для студентов направления «Филологическое образо- вание». Часть I. – Уфа: Изд-во БГПУ, Колесникова И.А., Долгина О.А. Англо- русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб., Колесникова И.А., Долгина О.А. Англо- русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб., 2001.
1. Методическое содержание урока иностранного языка.
Что такое урок? Урок – специально организованный отрезок учебного времени, в течение которого происходит передача знаний от учителя к учащимся, осуществляется процесс формирования навыков и умений. Урок – специально организованный отрезок учебного времени, в течение которого происходит передача знаний от учителя к учащимся, осуществляется процесс формирования навыков и умений.
Под термином «система уроков» понимается совокупность уроков, обеспечивающих формирование речевых умений, навыков, применительно к определенной теме и на основе языкового и речевого материала Под термином «система уроков» понимается совокупность уроков, обеспечивающих формирование речевых умений, навыков, применительно к определенной теме и на основе языкового и речевого материала Колесникова И.А., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб., 2001) ( Колесникова И.А., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб., 2001).
Черты, характерные уроку иностранного языка: речевая направленность функциональность ситуативность индивидуализация процесса обучения
Методическое содержание урока - совокупность научных положений, опреде- ляющих его особен- ности, структуру, логику и приемы работы (Е.И.Пассов).
Речевая направленность обучение в условиях, адекватных условиям будущей речевой деятельности, а также практическая ориентация урока. обучение в условиях, адекватных условиям будущей речевой деятельности, а также практическая ориентация урока.
Ситуативность На уроке бывают различные ситуации общения: реальные;условные;проблемные.
Кто? (Возраст, социальный статус, роль в общении, уровень развития речевых умений и т.д.) С какой целью?(Намерения, желания, мотивы) Где? Когда? (Место, время, обстановка) Как? (Чувства, эмоции) О чем? (Тема, предмет общения) Компоненты речевой ситуации
Индивидуализация - учет и использование резервов личности обучаемых, то есть их жизненного опыта, мировоззрения, контекста деятельности, интересов, эмоций, чувств, статуса личности в коллективе. учет и использование резервов личности обучаемых, то есть их жизненного опыта, мировоззрения, контекста деятельности, интересов, эмоций, чувств, статуса личности в коллективе.
Функциональность как компонент методи- ческого содержания урока диктует необходи- мость соблюдения следующих правил обучения: - ведущей в усвоении ЛЕ или грамматических явлений (речевых образцов) является их функция, а не форма; - в установках упражнений при обучении всем видам речевой деятельности следует использовать все разнообразие речевых задач; - использование знаний происходит на основе их квантования в виде правил-инструкций с учетом усваиваемого явления и условий обучения; - перевод с родного языка при обучении говорению на уроке исключается.
Новизна Способы создания новизны: 1.Новые ситуации, что предполагает изменение времени, места, партнеров, их характера, ролей. 2.Новая речевая задача 3.Новый собеседник 4.Новые формы общения
2. Типология уроков иностранного языка.
Тип урока, модель построения урока иностранного языка – определенный набор и типичная последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся на уроке в процессе овладения иноязычными навыками и умениями (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина).
I тип - уроки формиро- вания речевых умений и навыков; II тип - уроки совершенствования речевых навыков; III тип - уроки развития речевых умений. Е.И. Пассов выделяет 3 типа уроков:
3. Структура урока иностранного языка
Структура урока ИЯ Инвариантные компоненты Вариативные компоненты
4. Значение планирования и требования, предъявляемые к учителю при планировании образовательного процесса
Требования, предъявляемые к учителю при планировании: владение конструктивно-планирующими умениями; знание цели и задач обучения, сформу- лированных в стандарте и программах; знание УМК и методических концепций авторов; знание условий обучения и возрастных особенностей, психологических законо- мерностей, основных этапов формиро- вания речевых умений и навыков; учет уровня владения языком учащихся класса, их отношения к ИЯ, знание уровня их общего развития
5. Виды планов: календарный, тематический, поурочный.
Виды планов Календарный составляется на год Тематический рассчитан на серию уроков, объединенных одной темой Поурочный составляется для каждого урока
Схема тематического плана может иметь несколько вариантов и включает следующие компоненты: Тема Тема Языковой материал Языковой материал Тексты Тексты Аудио-, видеоматериал Аудио-, видеоматериал Дополнительные пособия Дополнительные пособия Региональный компонент Региональный компонент Валеологический компонент Валеологический компонент Контроль Контроль
Примеры тематического плана:
Схема оформления плана-конспекта урока: Урок Дата Класс Тема раздела Тема урока Тип / вид урока Форма урока Базовый УМК Цели: а) практический компонент б) воспитательный компонент в) образовательный компонент г) развивающий компонент
Сопутствующие задачи Языковой материал Речевой материал Оснащение урока Дополнительная литература Ход урока Части, этапы урока Время начала этапа и его продолжи тельность Задачи данного этапа (ожида- емый резуль- тат) Действия учителя (речевые и нерече- вые) Действия учащихся (речевые и нерече- вые) Режим работы Учебны й материа л. Опоры для выполне ния заданий При- меча- ния
Примеры планов уроков французского языка: