Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. После окончания Усть-Удинской средней школы поступает на историко- филологический факультет ИГУ. Еще студентом сотрудничает в газете "Советская молодежь". После университета работает корреспондентом "Советской молодежи", редактором на Иркутской студии телевидения, в красноярских газетах. Первая публикация писателя - рассказ "Я забыл спросить у Лешки" (альманах "Ангара", 1961 год). В 1965 году участвует в Читинском семинаре молодых писателей. Отмечен руководителями семинара. В 1966 году Распутин уходит на профессиональную литературную работу. В 1967 году вступает в Союз писателей СССР. Распутин Валентин Григорьевич
В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей. В 1981 году вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи век люби". Появление в 1985 году повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя. В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Лене-реке"; в 1996 рассказы "Поминный день"; в 1997 "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). Живет и работает в Иркутске.
Родина писателя, Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок.
15 марта 2007 года писателю Валентину Распутину исполнилось 70 лет. Указ о награждении Валентина Распутина орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени подписал президент России Владимир Путин. Как сообщается в указе, государственную награду Валентину Григорьевичу присвоили за заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
Почему мы, так же как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, нет, а за то, что сталось с нами В.Распутин
Героиню рассказа Распутина «Уроки французского» звали Лидией Михайловной Молоковой. Случайно школьница Лидия Данилова оказалась во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт..
Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Валентин Распутин был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы.
Нет в мире должности прекрасней… "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
На вопрос о том, хулиганил ли будущий писатель Распутин, бывшая учительница ответила: - Ну что вы! Он был очень скромным и застенчивым мальчиком и ничем не выделялся из общей среды. Но что удивительно, каждый ученик моего класса был личностью, и выделить кого-то я не могла. Валя - а я как своего ученика могу его так называть - не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость. Вероятно, он и тогда что-то писал, но только никто об этом не знал. Но это была не скрытность, а сдержанность - истинно сибирское качество человека. Он как бы сам по себе рос, развивался.
Сам Распутин отмечает, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве.
Я верю в выздоровление. Такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены дерьмом.
Для любознательных «...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой ».
Кроссворд 1.Что прислала учительница в обеих посылках? 9. Назовите главного игрока в деньги? 2. Из чего были перешиты штаны героя? 3. Река, где жил мальчик. 4. Название игры. 5. Какое чувство постоянно испытывал герой? 5. Что помогло узнать отправителя первой посылки? 6. Что было во второй посылке? 7. Кто нанес первый удар мальчику? 8. Что покупал мальчик на выигранные деньги? «В.Г. РаспутинУроки французского»
Кроссворд Нормы оценки : 5 «5» - без ошибок 4 «4» - до двух неправильных ответов 3 «3» - до четырех неправильных ответов
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.