Дуэль в русской литературе XIX века Содержание I. Введение. II. Основная часть. 1.История русской дуэли. 2.Поединки в произведениях А.С.Пушкина «Евгений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение Из истории слова… История русской дуэли.
Advertisements

Дуэль как проявление нравственной сущности героя» (на материале художественных произведений русской литературы 19 века) Выполнила: Пяткова Ирина, ученица.
Команда «LA VIE» г. Казань школа 89 Путешествие в XIX век IV этап IV этап « Вот пистолеты уж блеснули..»
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Опорный конспект. "Два поединка" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Как защитить честь и достоинство?. ...Все было готово. Противники встали на свои места. Данзас махнул шляпой, и они начали сходиться. Пушкин сразу подошел.
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«Зачем на земле этой вечной живем». «Дар напрасный, дар случайный Жизнь, на что ты мне дана?» А.С. Пушкин.
Тема дуэли в русской литературе первой половины 19 века. (На примере двух произведений А.С.Пушкина «Выстрел» и «Капитанская дочка»)
Познакомить с биографией писателя. Показать творческую индивидуальность Н.В.Гоголя. Воспитывать на примере произведений Гоголя любовь к национальным обычаям.
Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Анализ повести «Княжна Мери» Печорин и Мери. Печорин и Вера. Печорин и Вернер.
В. Г. Белинский о Базарове. Тема проекта: Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Презентация подготовлена учениками 10 «А» класса, Руководитель проекта: Ларионова Нина Павловна.
Логическая схема – максимально упрощенное изображение, в котором отражены основные опорные явления и связи между ними, помогающие понять логику построения.
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной – постыдное малодушие А.С.Пушкин Подготовила: Нажметдинова А.Д.
Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
Что значит слово «нравственность» Из словаря С.И. Ожегова: «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые.
И. С.Тургенев. «Отцы и дети» Анализ эпизода. Данный фрагмент взят из 24-й главы романа. Эпизод между случаем в беседке и непосредственно дуэлью Базарова.
Выполнила: Клименкова Т. Е. Урок литературы в 10 классе Путь исканий Пьера Безухова. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Транксрипт:

Дуэль в русской литературе XIX века

Содержание I. Введение. II. Основная часть. 1.История русской дуэли. 2.Поединки в произведениях А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Выстрел». 3.Дуэль Печорина и Грушницкого в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 4.Дуэль Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». 5.Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир». III. Заключение. IV. Список использованной литературы.

Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи, традиции страны в прошлом, потому и не могут разобраться в том или ином произведении.

Поединки в произведениях А.С.Пушкина Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней проявление «светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда». В «Евгении Онегине» культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***. Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, - не предрассудок.

Дуэль Печорина и Грушницкого в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали. Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, - не маска, а действительное состояние души.

Дуэль П.П.Кирсанова и Е.Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Сцена дуэли углубляет представления о личности Базарова: он оказывается намного человечней, чем заявляет о себе (помогает раненому Павлу Петровичу, наблюдает его как врач после ранения, чувствует к нему жалость, как к человеку преклонного возраста, глубоко несчастному и т. д.). Дуэль способствует обострению внутреннего конфликта Базарова. Она непосредственно связана с предысторией Павла Петровича: мы убеждаемся в том, что его жизненные неудачи не случайны - их причина в пассивно- созерцательном восприятии жизни, подмене истинного дела соблюдением определенного дворянского ритуала, по мысли Тургенева, не актуального. В то время как народ занимается трудом, господа "дируются".

Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Из этого эпизода мы узнаем, что Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только снаружи, а на самом деле «…этот буян, бретер…был самый нежный сын и брат…». Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. В этом эпизоде Л.Н.Толстой показал, насколько изменяет человека экстремальная ситуация, открывает его настоящее лицо. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».

Заключение Дуэль, во всем многообразии своих проявлений запечатлена в русской литературе XIX - начала XX веков: от Бестужева- Марлинского и Пушкина до Чехова и Куприна. Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальные знания. В настоящее время дуэли на шпагах и пистолетах не происходят. Все споры решаются иными способами.

Список использованной литературы. 1.Белинский В.Г. «Евгений Онегин» (критика). 2.Востриков А.В. «Мифы – логика дуэли», Историко- краеведческий сборник, Москва - Санкт - Петербург, 1993г. 3.Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», М.: Изд. «Правда» 1990 г. 4.Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. Москва «Русское слово» 2002г. 5. Толстой Л.Н. «Война и мир» М.: Изд. «Терра»-«Terra» 1997 г. 6.Пушкин А.С. «Выстрел» М.: Изд. «Художественная литература» 1986 г. 7.Пушкин А.С. «Евгений Онегин» М.: Изд. «Художественная литература» 1986 г. 8.Пушкин А.С. «Капитанская дочка» М.: Изд. «Художественная литература» 1986 г. 9.Тургенев И.С. «Отцы и дети» М.: Олимп; ООО «Изд. АСТ- ЛТД».1998г.