Факторы риска для здоровья преподавателей ПАНКОВА Наталия Борисовна доктор биологических наук профессор кафедры здоровьесберегающего содержания образовательных технологий ГОУ ВПО Московский институт открытого образования
ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ: КЛИМАТ АТМОСФЕРА ВОДА ПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ: МИР / ВОЙНА ЭКОНОМИКА МАКРОСОЦИУМ МИКРОСОЦИУМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ - ОТНОШЕНИЕ К: ОБЩЕСТВУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ НАЧАЛЬСТВУ РАБОТЕ СЕМЬЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕБИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ: ПИТАНИЕ ЭНЕРГИЯ ВОДА ОТДЫХ ВОСПРОИЗВОДСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ: СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИДЕАЛЬНЫХ ИДЕАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ, ДУХОВНЫХ)
ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАГРУЗКИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ГИПОДИНАМИЯ = СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИЖЕНИИ У ШКОЛЬНИКОВ ЯВЛЯЕТСЯБИОЛОГИЧЕСКОЙ
ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ КОНФЛИКТ МЕЖДУТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИИ ИВОЗМОЖНОСТЯМИ СОХРАНЕНИЯ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Социально-психологические факторы в работе учителя Физическая и психологическая напряженность труда, Физическая и психологическая напряженность труда, Высокий уровень ответственности, Высокий уровень ответственности, Постоянное оценивание со стороны различных людей, Постоянное оценивание со стороны различных людей, Тенденции агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, Тенденции агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, Авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами. Авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.
Совместное действие факторов риска для здоровья Образ жизни Фактор 1 Фактор 2 Факторы 1+2 Артериальная гипертензия Венозная недостаточность Генетическая предрасположенность
Результаты оценки состояния здоровья учителей г. Москвы г. Контингент: Учителя – слушатели курсов повышения квалификации МИОО (n = 1028) Учителя – слушатели курсов повышения квалификации МИОО (n = 1028) Работники производственной сферы г. Москвы (заводы «Пролетарец», n = 102; ДОК-3, n = 105; ДОК-Плит, n = 94) Работники производственной сферы г. Москвы (заводы «Пролетарец», n = 102; ДОК-3, n = 105; ДОК-Плит, n = 94) Сотрудники НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН (n = 63) Сотрудники НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН (n = 63)Результат: Различий в состоянии здоровья учителей и работников производственной сферы не выявлено. Различий в состоянии здоровья учителей и работников производственной сферы не выявлено. За 10 лет наблюдения у педагогов не выявлено статистически значимых изменений функционального состояния организма. За 10 лет наблюдения у педагогов не выявлено статистически значимых изменений функционального состояния организма.
физиологическая норма = сбалансированные состояния мобилизацияфункциональныхрезервов = функционально достаточныесостояния преморбидные состояния (напряжение адаптации) = функционально напряжённыесостояния срыв адаптации здоровье болезнь медицинская диспансеризация результаты – в медицинской статистике саногенетический мониторинг оценка функционального состояния и уровня функциональных резервов адаптация адаптация
Состояние миокарда (САКР), баллы Общая тенденция
Артериальное давление (САКР), баллы Общаятенденция
Регуляция сердечного ритма (САКР), баллы Общаятенденция
Психомоторная координация (КИД), баллы Общаятенденция
Корректурная проба Бурдона
Сравнительный анализ результатов учителей ФК и других предметов
Пути улучшения здоровья педагогов Главное - создание в образовательных учреждениях необходимых условий (кадровых, нормативно-правовых, учебно- методических, материальных, организационных, финансовых) для сохранения и укрепления здоровья не только учащихся, но и работников образования. Главное - создание в образовательных учреждениях необходимых условий (кадровых, нормативно-правовых, учебно- методических, материальных, организационных, финансовых) для сохранения и укрепления здоровья не только учащихся, но и работников образования. Создание мотивации на сохранение здоровья. Создание мотивации на сохранение здоровья.
Создание мотивации на сохранение здоровья Использование компетентностного подхода в здоровьесберегающей парадигме, что предполагает осознание каждым участником образовательного процесса витальной необходимости быть здоровым. Использование компетентностного подхода в здоровьесберегающей парадигме, что предполагает осознание каждым участником образовательного процесса витальной необходимости быть здоровым. Под компетентностью понимаются: Под компетентностью понимаются: знания о том, как быть здоровым; знания о том, как быть здоровым; способность к реальной работе в отношении своего здоровья. способность к реальной работе в отношении своего здоровья. Формирование здоровьесберегающей компетентности должно осуществляться на уровнях: Формирование здоровьесберегающей компетентности должно осуществляться на уровнях: когнитивном (осознанное восприятие); когнитивном (осознанное восприятие); аксиологическом (система ценностей); аксиологическом (система ценностей); поведенческом. поведенческом.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ