Скульптура Древнего Египта четко делится на два вида Они отличаются, прежде всего, своими размерами, но не только. Монументальная скульптура Малая скульптура
Монументальная скульптура тесно связана с архитектурой. Скульптуры скальных заупокойных храмов часто высекались из той же самой скалы, что и помещения самого храма.
Заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбел
Архитектурное окружение диктовало скульптору размеры статуи, которые должны были точно соотноситься с размерами здания.
От расположения статуй внутри храма зависело их освещение. Многие статуи приставлялись к опорным столбам.
Часто их размещали в глубоких нишах. Потому и воспринимались они преимущественно спереди.
Монументальные сооружения Древнего Египта складывали из больших каменных блоков.
Из таких же блоков скульпторы вытесывали монументальные скульптуры.
Скульптор работал по прямым граням, лишь в последний момент округляя их.
«Кубические статуи» так и остались каменными блоками.
И эти статуи явно «помнят» о каменном блоке, из которого были вытесаны.
Скульптор сначала рисовал на каменном блоке изображение статуи спереди и с боков, а потом осторожно отсекал лишний камень.
Огромные же скульптуры просто складывали из каменных блоков, подобно зданию.
Гранит Вулканический камень Базальт Очень твердые материалы заставляли скульптора лишь намечать черты лица.
Дерево Известняк Работая же с более податливыми материалами, скульптор придавал лицам больше портретного сходства.
Особой живостью отличаются небольшие статуэтки, вырезанные из мягкого известняка. Именно здесь, в малой скульптуре исчезает всякая угловатость и прямолинейность, свойственная монументальной скульптуре.
Особенно выразительны статуэтки животных, в изображении которых скульптор не был скован канонами.
Для изготовления небольших, но изысканных вещей резчики использовали алебастр – мягкий полупрозрачный камень, словно светящийся изнутри.
Практически вся скульптура древнего Египта была ярко раскрашенной. Тщательней всего раскрашивали одежду, прически и украшения.
В раскраске же царских изображений все цвета были символичны.
Иногда же и вся статуя раскрашивалась условно, как в этой скульптуре фараона Ментухотепа.
Особенно тщательно выполняли глаза статуи. Часто их делали из прозрачных драгоценных камней.
Из небольших раскрашенных фигурок создавались целые композиции. Воины Представление стада