План: 1.Понятие о способности. 2.Способности и деятельность. 3.Формирование способностей. 4.Развитие природных задатков. 5.Ти п ы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные.
Способности- индивидуально- психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности. Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития. По Б.М. Теплову: способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.
Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков. Задатки- врожденные анатомо- физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.
Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.
Д.З. Пути формирования способностей у детей Литература: Немов Р.С. Психология. Кн.1, 1997 Першина Л.А. Общая психология Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию Климов Е.А. Основы психологии. 2003