«Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой». «Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой». Академик М.С.Гиляров. Академик М.С.Гиляров. Цель: научить детей любить и беречь природу. Цель: научить детей любить и беречь природу.
формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. развитие познавательной деятельности у ребенка. развитие познавательной деятельности у ребенка. воспитание эстетических чувств у детей. воспитание эстетических чувств у детей. Задачи:
Я выделяю три типа игр, с помощью которых успешно решаю программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания: Я выделяю три типа игр, с помощью которых успешно решаю программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания: Игры с привлечением игрушек-аналогов; Игры с привлечением игрушек-аналогов; Игры с использованием кукол – персонажей литературных произведений, сюжет которых связан с природой; Игры с использованием кукол – персонажей литературных произведений, сюжет которых связан с природой; Различные варианты игр - путешествий. Различные варианты игр - путешествий.
Игры с игрушками-аналогами. Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения.
Сюжетно – ролевая игра «Зайцы». Цель. Закрепить и расширить знания детей о семействе зайцев. Учить действовать с взрослым, как с игровым партнером. Развивать детей способность взять на себя роль животного.
Игровой материал. Шапочки зайцев, муляжи капусты, моркови, предметы-заместители, мягкие модули, ёлки. Игровой материал. Шапочки зайцев, муляжи капусты, моркови, предметы-заместители, мягкие модули, ёлки. Предварительная работа. Предварительная работа. Подвижная игра «Зайка серенький сидит». Подвижная игра «Зайка серенький сидит». Подвижная игра « По лесной лужайке…». Подвижная игра « По лесной лужайке…». Загадывание загадок о зайце. Загадывание загадок о зайце. Пальчиковая игра «Зайка серый». Пальчиковая игра «Зайка серый». Чтение стихотворения В.Стоянова «Заяц». Чтение стихотворения В.Стоянова «Заяц». Чтение рассказа Е.Бехлерова «Капустный лист». Чтение рассказа Е.Бехлерова «Капустный лист». Рассматривание сюжетных картинок о зайцах. Рассматривание сюжетных картинок о зайцах. Игровые роли. Зайчиха, зайчата. Игровые роли. Зайчиха, зайчата.
Игры с литературными персонажами. Второй тип игр связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов. Второй тип игр связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов.
Сюжетно – дидактическая игра « На рыбалку с котом Леопольдом». Цель. Уточнить и закрепить знания детей о речной флоре и фауне. Развивать умения у детей реализовывать игровой замысел. Воспитывать интерес и бережное отношение к объектам живой природы.
Игровой материал. Игрушка – кот Леопольд, маски рыбок, удочка, предметы – заместители. Игровой материал. Игрушка – кот Леопольд, маски рыбок, удочка, предметы – заместители. Предварительная работа. Предварительная работа. Чтение рассказа А.Резникова «Приключения кота Леопольда». Чтение рассказа А.Резникова «Приключения кота Леопольда». Разучивание пальчиковой игры «Рыбки». Разучивание пальчиковой игры «Рыбки». Чтение рассказа «Кто живёт в пруду». Чтение рассказа «Кто живёт в пруду». Наблюдение за аквариумными рыбками. Наблюдение за аквариумными рыбками. Лепка «Рыбки». Лепка «Рыбки». Рассказывание рассказа В.Сутеева «Рыболовы». Рассказывание рассказа В.Сутеева «Рыболовы». Игровые роли. Рыбки. Игровые роли. Рыбки.
Сюжетно-дидактическая игра «Карлсон гостит у детей». Цель. Учить детей различать признаки весны. Помочь понять последовательность жизненных процессов в природе. Воспитывать у детей желание участвовать в совместных играх.
Игры - путешествия. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, экскурсии, походы, поездки. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, экскурсии, походы, поездки.
Игра – путешествие «Мы едем в зоопарк». Цель. Формировать представление детей о диких животных и их детёнышах, об особенностях их жизни в зоопарке. Развивать игровые умения. Воспитывать уважение к людям разных профессий. Игра – путешествие «Мы едем в зоопарк». Цель. Формировать представление детей о диких животных и их детёнышах, об особенностях их жизни в зоопарке. Развивать игровые умения. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Игровой материал. Касса, билеты, напольный строительный материал, руль, мягкие модули, миски для животных, игрушки, изображающие животных зоопарка. Игровой материал. Касса, билеты, напольный строительный материал, руль, мягкие модули, миски для животных, игрушки, изображающие животных зоопарка. Предварительная работа. Предварительная работа. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Где обедал воробей?» Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Где обедал воробей?» Рассматривание картины, альбома «Дикие животные». Рассматривание картины, альбома «Дикие животные». Дидактическая игра « Кто как кричит». Дидактическая игра « Кто как кричит». Загадывание загадок о диких животных. Загадывание загадок о диких животных. Игровые роли. Экскурсовод – воспитатель, кассир, шофёр, посетители зоопарка – дети. Игровые роли. Экскурсовод – воспитатель, кассир, шофёр, посетители зоопарка – дети.
Таким образом, игра специально организованная и привнесенная в процесс познания природы, с успехом выполняет функцию метода экологического воспитания, который облегчает детям усвоение экологических знаний и формирует осознанно- правильное отношение к их содержанию. Таким образом, игра специально организованная и привнесенная в процесс познания природы, с успехом выполняет функцию метода экологического воспитания, который облегчает детям усвоение экологических знаний и формирует осознанно- правильное отношение к их содержанию.