Задания в игровой форме способствуют формированию у школьников интереса к математике, развивают аналитическое мышление. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Приведу примеры занимательных упражнений, которые использую в работе с классом, начиная с первого года обучения. Проводятся они в течение 5-10 минут в начале или конце урока в зависимости от цели и задачи данного занятия.
В начале урока, во время проведения устного счёта и в конце урока, во время закрепления материала, провожу следующие игры: «Кто быстрей затопит печь?» - цель: развитие вычислительных навыков; «Заселяем домики» - цель: проверка знания состава числа; «Математическая эстафета» - цель: развитие внимания, вычислительных навыков; «Цифровик» - цель: развитие внимания, вычислительных навыков; «Лучший счётчик» - цель: развитие вычислительных навыков; «Исправь ошибки» - цель: развитие памяти, логического мышления, умения находить ошибки; «Колобок» - цель: развитие вычислительных навыков «Занимательная геометрия» - цель: развитие пространственных представлений
Дидактическая задача: развитие вычислительных навыков Игровая задача: назвать результат действий с числами Содержание игры: «Цифровик» представляет собой циферблат с числами от 0 до 20; в центре – окошко для знаков действий ( +, -, х, :) и две стрелки. Учитель, используя стрелки, показывает числа, с которыми нужно произвести действие, а ученики должны быстро назвать результат этого действия Материалы: модель циферблата
Дидактическая задача: повторить табличные случаи умножения и деления Игровая задача: решить примеры Содержание игры: на доске изображён домик, к нему ведут три тропинки с примерами. К доске выходят три ученика, каждый из которых идёт по своей тропинке, решая примеры. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок решит все примеры. Победитель затопит печь в доме, нарисовав дым, идущий из трубы. Материалы: рисунок домика и ведущих к нему тропинок с примерами
Дидактическая задача: развитие пространственных представлений Игровая задача: показать на рисунке знакомые геометрические фигуры Содержание игры: учителем даётся задание найти геометрические фигуры, которые спрятались на рисунке. Предлагается ответить на вопросы: - Какая линия длиннее – ломаная или прямая? -Как быстрее добраться до дома? Почему? Материалы: геометрические рисунки