РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА I.ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО (IX – XVII ВВ.) 1.1. Русь домонгольская (Киевская Русь) (IX –XII вв.) (Средневековье) 1.2. Русская культура XIII - XIV вв. Феодальная раздробленность (Средневековье) 1.3. Русская культура конца XV - XVI вв. Централизация. (Средневековье- Возрождение) 1.4. Русская культура XVII в. (Возрождение) II. РУССКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII – нач.XX вв.) 2.1. Русская культура XVIII в. (Барокко, Классицизм) 2.2. Русская культура XIX в. «Золотой век» (Реализм, Романтизм) 2.3. Культура рубежа XIX – XX вв. «Серебряный век» (Модернизм) III. РУССКАЯ КУЛЬТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (с нач. XX в.)
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ. Истоки Культура восточнославянских племен докиевского периода Культура античного и скифского Причерноморья Христианская культура Византийского образца Особенности Сильное влияние религии (христианско-языческое двоеверие) Традиционность и каноничность Замкнутость (локальность) Анонимность (имперсональность) Тяга к единению с народной культурой
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО(IX – XVII ВВ.) Русь домонгольская (Киевская Русь) (IX – начало XII вв.) (Средневековье) Завершение образования древнерусского государства. Русь – зона политических, торговых и культурных контактов между странами Востока и Запада. Христианско-языческое двоеверие.
ТРИ ЭТАПА РАЗВИТИЯ СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА 1.Поклонение упырям и берегиням, злым и добрым духам, управлявшим стихиями. 2.Поклонение Роду – земледельческому божеству Вселенной; рожаницам, божествам благополучия и плодородия. Праздник Рода и рожаниц – праздник урожая. Сварог – бог неба и небесного огня. Сварожич – сын Сварога, бог земного огня. Даждьбог - сын Сварога, бог солнца и света, податель всех благ. Солярные (солнечные) божества – Коляда, Купало, Ярило, Хорс. Стрибог – бог воздушных стихий. Велес (Волос) – покровитель скота и богатства. В дружинной среде – покровитель искусства (музыки и песен). 3. Поклонение Перуну, княжеско-дружинному богу войны (первоначально бог грозы). Род – покровитель семьи и дома.
ВЛИЯНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА НА АРХИТЕКТУРУ И СКУЛЬПТУРУ Архитектура – капища и требища (треба - жертва) Скульптура – идолы, изображение божеств
КУЛЬТ ПРИРОДЫ Календарно-земледельческий круг Новый год (в марте) Праздник зимней Коляды Масленица Праздник Ивана Купалы Все праздники сопровождались обрядовыми игрищами с хоровыми песнями и плясками Влияние на фольклор и ДПИ
ВЛИЯНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА ИСКУССТВО Формирование официальной, государственной культуры Начало процесса взаимодействия официальной и народной культуры Распространение письменности Архитектура – каменные храмы по византийскому образцу Живопись – появление иконописи Скульптура – декоративное украшение экстерьера храма Новые сюжеты - христианские
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. КИЕВСКАЯ РУСЬ. АРХИТЕКТУРА Монументальность Усвоение византийской КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОЙ ФОРМЫ ХРАМА + традиция русского деревянного зодчества – МНОГОГЛАВИЕ, пирамидальность. Каменное строительство. Храм Святой Софии в Киеве. Построен при Ярославе Мудром. Пятинефный, пятиапсидный, 13-купольный храм. Софийские соборы в Новгороде и Пскове.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. КИЕВСКАЯ РУСЬ. АРХИТЕКТУРА София Киевская. 11 век
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. КИЕВСКАЯ РУСЬ 12-нач. 13 вв. АРХИТЕКТУРА Уменьшение объемов. Упрощение конфигурации каменных зданий. В Новгороде складывается собственный тип храма: небольшая кубической формы одноглавая церковь с одной или тремя апсидами
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. КИЕВСКАЯ РУСЬ. АРХИТЕКТУРА Дмитриевский собор во Владимире. 12в. Церковь покрова на Нерли. 12 век
Успенский собор во Владимире.12 век ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. КИЕВСКАЯ РУСЬ. АРХИТЕКТУРА
Монументальные формы – мозаика и фреска. Система росписи храмов воспринята то византийских мастеров + внесены национальные черты. Живописный канон – «евангелие для неграмотных». Мозаика «Христос Вседержатель» в центральном куполе, «Богоматерь Оранта» в алтарной апсиде. Фрески – сцены из жизни Христа, Богоматери, проповедников, мучеников и др. Светские фрески – групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей, фигуры скоморохов, музыкантов и т.п. Станковые формы – иконопись. Иконописный канон – условность письма, плоскостность, удлиненность фигур, обратная перспектива, вневременность, золотой фон, подчеркивание возвышенной духовности образов. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. КИЕВСКАЯ РУСЬ. ЖИВОПИСЬ
Богоматерь Умиление. 12 век Богоматерь Владимирская. 12 век ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. КИЕВСКАЯ РУСЬ. ЖИВОПИСЬ
Спас Нерукотворный. 12 век
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. КИЕВСКАЯ РУСЬ. ЖИВОПИСЬ Устюжское Благовещение. 12 век.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. КИЕВСКАЯ РУСЬ. ЖИВОПИСЬ Ангел Златые власы. 12 век
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. КИЕВСКАЯ РУСЬ. ЖИВОПИСЬ Икона Дмитрий Солунский век Мозаика Дмитрий Солунский. Киевская Русь
Древнерусское искусство Период феодальной раздробленности вв.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. АРХИТЕКТУРА Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.14 век
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. ЖИВОПИСЬ Богоматерь Оранта Великая Панагия.13 век Иоанн Лествичник, Святой Георгий и Власий.13 век
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. ЖИВОПИСЬ Св. Георгий с житием.14 век
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. ЖИВОПИСЬ Феофан Грек. Троица.14 век Феофан Грек. Христос Пантократор.14 век